Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.
судей Сальниковой М.М., Сайдашевой Э.Р.
при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафарова Р.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан на решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 16 ноября 2012 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Признать незаконным бездействие исполнительного комитета муниципального образования "Староказеевское сельское поселение" Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации безопасности дорожного движения на территории сельского поселения.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования "Староказеевское сельское поселение" Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан в срок до "дата" установить в деревне Атабаево остановочный павильон в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя исполнительного комитета муниципального образования Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан - Бисяриной М.А., руководителя исполнительного комитета муниципального образования Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан - Рамазанова И.Ф., поддержавших апелляционную жалобу, прокурора Золина И.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Камско-Устьинского района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к исполнительному комитету муниципального образования "Староказеевское сельское поселение" Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан (далее - ИК МО "Староказеевское сельское поселение") о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по надлежащей организации безопасности дорожного движения на территории сельского поселения и возложении обязанности установить в деревне Атабаево остановочный павильон в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан совместно с инспекторами Государственной инспекции безопасности дорожного движения отделения полиции "Камско-Устьинское" межмуниципального отдела МВД России "Верхнеуслонский" (далее - ОГИБДД Камско-Устьинского района) была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности перевозок учащихся. В ходе проверки установлено, что в муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Староказеевская средняя общеобразовательная школа" привозят учащихся из деревни Атабаево. При этом в указанном населенном пункте отсутствует остановочный павильон для детей, обучающихся в этой школе. Ожидание детьми школьных автобусов на улице в различных погодных условиях может привести к причинению вреда их жизни и здоровью.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал.
Представитель ИК МО "Староказеевское сельское поселение" - Сагъдиев И.Х. требования прокурора не признал, пояснив, что на установку остановочных павильонов отсутствуют денежные средства..
Представитель исполнительного комитета муниципального образования "Камско-Устьинский муниципальный район" Республики Татарстан (далее - ИК МО Камско-Устьинского района) - Бисярина М.А. с требованиями не согласилась.
Представитель муниципального унитарного предприятия "Беркут" - Галиуллин Х.М. осуществляющего перевозки по школьным маршрутам, требования прокурора поддержал.
Представитель ОГИБДД отдела МВД "Верхнеуслонский" по Камско-Устьинскому району Республики Татарстан - Садыков А.Д. требования прокурора поддержал, при этом подтвердил, что участвовал в прокурорской проверке, в результате которой установлено отсутствие остановочных павильонов.
Представители государственного казенного учреждения "Главтатдортранс", требования прокурора поддержали, при этом указали, что автомобильные дороги местного значения данная организация не обслуживает.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного. В качестве доводов указывается на то, что автомобильная дорога, на которой прокурор требует установить остановочный павильон, находится в собственности Республики Татарстан.
Кроме того, согласно пункту 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 оборудование остановочных пунктов общественного транспорта предусмотрено на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования. По мнению ИК МО Камско-Устьинского района маршрут школьного автобуса не является регулярным, поскольку устанавливается на период учебного года. Также указанный транспорт не является общественным, так как предназначен только для перевозки учащихся.
На основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 23 мая 2003 года N ИС-460-р приводится довод о том, что автопавильоны (остановочные павильоны) устанавливаются только на автомобильных дорогах с I по III категории.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Из материалов дела усматривается, что постановлением ИК МО Камско-Устьинского района от 16 августа 2012 года N 866 "Об организации пассажирских и школьных перевозок на территории Камско-Устьинского муниципального района в осенне-зимний период 2012-2013 года" утвержден школьный маршрут "Камское Устье-Аз. Курлибаш - Балчеклы - Б. Буртасы - Караталга - Староказеевская СОШ". Данный маршрут установлен на основании акта обследования автодорог перед осенне-зимним периодом эксплуатации 2012-2013 года от 16 августа 2012 года.
Однако, как установлено судом, на участке движения школьного автобуса по утвержденному школьному маршруту в границах деревни Атабаево, где должна осуществляется посадка и высадка школьников, отсутствуют остановочные павильоны.
Указанное обстоятельство подтверждается результатами прокурорской проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности перевозок учащихся.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичным образом данный вопрос урегулирован и в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, согласно статье 13 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
3 августа 2006 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 400 "О мерах по эффективному использованию школьных автобусов в Республике Татарстан", которым утверждено Положения об организации перевозок учащихся Республики Татарстан автобусами, специально предназначенными для перевозки детей. Пунктом 4 данного Положения предписано органу местного самоуправления муниципального образования Республики Татарстан: разрабатывать и ежегодно уточнять маршруты и график движения автобуса, по представлению образовательного учреждения разрабатывать графики выездов учащихся во внеурочное время, определять пункты посадки и высадки учащихся по согласованию с ГИБДД, обеспечивать сопровождение детей взрослыми лицами, обеспечивать перевозку учащихся и эксплуатацию школьных автобусов в соответствии с действующими нормативными актами и требованиями безопасности дорожного движения, производить комиссионное обследование автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки учащихся на маршрутах движения с привлечением ГИБДД и дорожных организаций.
В пункте 2 данного Положения дано определение школьного автобуса на основе целей эксплуатации и технических характеристик.
Таким образом, нормы федерального законодательства возлагают на органы местного самоуправления поселений обязанность по установке остановочных павильонов для детей, организацию ожидания автобуса, высадки из него и посадки детей с целью безопасной доставки их к месту учебы и обратно, что ИК МО "Староказеевское сельское поселение" сделано не было. Вместе с тем, пунктом 7 статьи 9 Устава муниципального образования "Староказеевское сельское поселение Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог также отнесены к вопросам местного значения поселения.
Представителями ИК МО "Староказеевское сельское поселение", ИК МО Камско-Устьинского района не отрицается, что школьники, проживающие в с. Атабаево, вынуждены по пути в школу добираться до ближайшего остановочного пункта общественного транспорта за пределы населенного пункта (1-1,5 км.), в том числе и при неблагоприятных погодных условиях, в темное время суток, что, по мнению судебной коллегии, является недопустимым. При этом представители не учитывают, что указанная выше обязанность является и одной из мер, осуществляемой государством в соответствии с провозглашенной в части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, защитой детства, что в полной мере согласуется и с требованиями Конвенции о правах ребенка.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определяет государственную политику в интересах детей как приоритетную, основанную на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (статья 4).
В связи с изложенным, судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о том, что имело место бездействие ИК МО "Староказеевское сельское поселение", выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации безопасности дорожного движения на территории сельского поселения, правильным.
Поскольку в данном случае ставится вопрос о безопасности, охране жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся, ИК МО "Староказеевское сельское поселение" обязано принимать все необходимые и возможные меры для их обеспечения в пределах своей компетенции. Как указывалось выше, сооружение остановочного павильона для ожидания школьных автобусов, посадки и высадки несовершеннолетних учащихся на территории населенного пункта относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Действующее законодательство не содержит прямого запрета на установку остановочных павильонов в пределах муниципальных дорог общего пользования. Целесообразность их установки должна определяться исходя из требований безопасности дорожного движения и интересов детей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным.
Вместе с тем, ГОСТ Р 52766-2007, который применяется к автодорогам с регулярным движением транспортных средств и соответствующими элементами дорожной инфраструктуры и на который ссылается в своем решении суд, не может быть использован в данном случае, поскольку Федеральным законом не установлено нормативных требований, определяющих технические характеристики автопавильонов для дорог местного значения. Использование конкретного ГОСТ, без учета особенностей инфраструктуры сельского поселения и других особенностей, сделает исполнение судебного решения крайне затруднительным.
В этой связи указание в резолютивной части решения на ГОСТ Р 52766-2007 подлежит исключению.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что школьный маршрут не является регулярным, противоречит пункту 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "О мерах по эффективному использованию школьных автобусов в Республике Татарстан", согласно которому движение школьных автобусов осуществляется в соответствии с графиком, разработанным и утвержденным органом местного самоуправления муниципального образования. Наличие графика движения подразумевает его регулярность. Сезонный характер организации движения по школьному маршруту его регулярности не исключает.
В сложившихся условиях отсутствие нормативно установленного определения "школьный автобус", в качестве специального транспортного средства, не влияет на необходимость обеспечения безопасности дорожного движения в местах ожидания, посадки и высадки учащихся. Более того, по своему функциональному предназначению школьный автобус в полной мере соответствует определению маршрутного транспортного средства, данному в пункте 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения". Постановлением маршрутное транспортное средство определено как транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Указание в апелляционной жалобе на распоряжение Минтранса Российской Федерации от 23 мая 2003 года N ИС-460-р "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003" о том, что автопавильоны (остановочные павильоны) могут оборудоваться только на дорогах с I по III категории, судебная коллегия признает неубедительным, поскольку оно основано на произвольном толковании пункта 3.1 данного распоряжения, определяющего конструктивные особенности остановочных пунктов в зависимости от категории дорог, и изложено без учета положений пункта 3.10, устанавливающего различные требования к оснащенности автопавильонов, расположенным на автодорогах других категорий.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 16 ноября 2012 года по данному делу оставить без изменения, исключив из резолютивной части указание на ГОСТ Р 52766-2007. Апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования "Камско-Устьинский муниципальный район" Республики Татарстан оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.