Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей А.И. Муртазина и Р.Р. Насибуллина,
при секретаре судебного заседания Р.П. Семеновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе У.Н. Назирова на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 октября 2012 года, которым в иске Назирову У.Н. к Военному комиссариату Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года отказано.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
У.Н. Назиров обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка.
В обоснование исковых требований указал, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и вопросы пенсионного обеспечения в отношении него регламентированы Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В частности, в соответствии со статьей 43 названного Закона пенсии военным пенсионерам исчисляются исходя из денежного довольствия военнослужащих, которое состоит из окладов по должности, воинскому или специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также из стоимости продовольственного пайка. При этом пунктом "б" статьи 49 Закона предписано пересматривать пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового начальствующего состава одновременно с их увеличением. Несмотря на такое правовое регулирование, с 1 января 2000 года ответчик при пересмотре пенсии учитывал размер денежной компенсации продовольственного пайка из расчета по 20 рублей в сутки, тогда как реальная суточная стоимость данного пайка в течение всего спорного периода ежемесячно возрастала и увеличилась с 32 рублей 71 копейки до 70 рублей 70 копеек. Такое исчисление пенсии, по мнению истца, противоречит установленному Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядку определения размера пенсии и нарушает его имущественные права как военного пенсионера Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного истец просил суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет назначенной ему пенсии и взыскать сумму недоплаты с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Представитель ответчика В.И. Буряков иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе У.Н. Назиров ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, приводя доводы иска. Указывает, в частности, что, поскольку в состав денежного довольствия для исчисления пенсии входит также стоимость продовольственного пайка, то ее реальное увеличение должно повлечь и пересмотр размера пенсии.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно статье 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Таким образом, для назначения пенсии военнослужащим учитывается либо стоимость продовольственного пайка, либо размер ежемесячной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения и в статью 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", регулирующую воп-росы продовольственного обеспечения военнослужащих.
С 1 января 2005 года выдача продовольственного пайка сохранена лишь в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе.
Военнослужащим, проходящим военную службу в иных местностях, продовольственное обеспечение уставлено в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
При этом месячная стоимость продовольственного пайка определена исходя из размера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим (сотрудникам органов внутренних дел), проходящим военную службу (службу в органах внутренних дел), взамен продовольственного пайка в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, действующими ежегодно начиная с 1 января 2000 года.
Такой норматив денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 31 декабря 2004 года устанавливался федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а после 1 января 2005 года - постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 906 и от 22 февраля 2006 годаN 101 "О мерах по реализации федерального закона о бюджете" и сохранена на 2005-2007 года в сумме 20 рублей в сутки.
Учитывая, что положения, закрепленные в названных нормативных правовых актах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, то никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.
Также пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанных в пунктах 9 и 10 данного постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 указанного постановления, согласно которому месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии военнослужащим, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии, при этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.
Вместе с тем, подход к определению денежной компенсации взамен продовольственного пайка, являющейся одной из форм продовольственного обеспечения военнослужащих, и месячной стоимости продовольственного пайка, входящей в состав денежного довольствия для исчисления пенсий, должен быть единообразным с целью соблюдения равенства прав военнослужащих и военных пенсионеров. Поскольку законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении указанной категории граждан, как ранее действовавшим, так и действующим, не предусмотрено получение военным пенсионером продовольственного обеспечения в виде организованного питания или в виде выдачи продовольственного пайка, доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка, что в полной мере обеспечивает соблюдение принципа равенства прав всех военнослужащих, в том числе и военных пенсионеров. Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлен орган, определяющий размер месячной стоимости продовольственного пайка для исчисления пенсии.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пенсия, выплачиваемая истцу, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации стоимости продовольственного пайка, и правомерно отказал в удовлетворении иска, поскольку за указанный истцом период военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей.
Использованные У.Н. Назировым при расчете суммы недоплаты пенсии данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка, как верно отметил суд первой инстанции, не имеют значения для разрешения заявленного спора, поскольку названные суммы рассчитываются для подготовки бюджетной заявки и контроля при ее исполнении и не могут быть использованы для исчисления пенсии.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что судом неправильно применены нормы материального права, а размер пенсии истца должен индексироваться исходя из изменения размера ежемесячной денежной продовольственной компенсации, не могут быть приняты во внимание, поскольку проверены при рассмотрении дела судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемое решение постановлено судом первой инстанции в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 (пункт 1), 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 октября 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Назирова У.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.