Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гилманова Р.Р., судей Галиевой А.С. и Фахрутдиновой Р.А., с участием прокурора Догадина С.В., при секретаре Гилмуллиной Г.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галиевой А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе Михеевой Ф.Л. на решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 октября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска прокурора Советского района г. Казани в интересах Михеевой Ф.П. к МКУ "Администрация Советского района" ИК МО г. Казани о возложении обязательств по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Догадина С.В. в поддержку решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах Михеевой Ф.П. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о возложении обязанности признать вдову участника Великой Отечественной войны, инвалида 1 группы Михеевой Ф.П. нуждающейся в жилом помещении и принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Требования были мотивированы тем, что по обращению вдовы участника Великой Отечественной войны, инвалида первой группы - Михеевой Ф.П. прокуратурой Советского района г. Казани проведена проверка о нарушении ее жилищных прав администрацией Советского района ИК МО г. Казани. В ходе данной проверки установлено, что распоряжением главы администрации Советского района ИК МО г. Казани ... от 21 октября 2011 года Михеевой Ф.П. отказано в постановке на жилищный учет на том основании, что она намеренно ухудшила жилищные условия. При этом администрация не приняла во внимание отсутствие у Михеевой Ф.П. другого жилья, фактические условия проживания, необходимость постоянного ухода. Смена места жительства истицы обусловлена тем, что она в силу возраста и инвалидности не способна самостоятельно осуществлять естественные потребности человека, требует постоянного присмотра, в связи с чем намеренного ухудшения жилищных условий не усматривается.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал требования.
Представитель ответчика иск не признал.
В апелляционной жалобе Михеевой Ф.Л. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. При этом указано, что превышение учетной нормы жилого помещения составляет на 0,68 кв.м, что является незначительным, учитывая, что своего жилья она не имеет и является угловым жильцом.
Изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 5 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Казанской городской Думы N 10-13 от 01.11.2006 года "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как видно из материалов дела, истица Михеева Ф.Л. является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы и имела на праве собственности жилой дом, который разрушен пожаром.
В период с 22 мая 2009 года по 06 июня 2011 года истица проживала и была зарегистрирована в квартире "адрес" общей площадью 52,8 кв.м, принадлежащей на праве собственности внучке. В данной квартире за истицей осуществляла уход дочь - ФИО1
После смерти дочери, истица переехала в квартиру "адрес", принадлежащую на праве собственности сыну - ФИО2 в которой зарегистрировалась временно с 19 августа 2011 года по 19 августа 2012 года. В данной квартире общей площадью 63,40 кв.м зарегистрировано 5 человек, то есть на каждого члена семьи приходится по 12,68 кв.м общей площади жилья.
Распоряжением Главы администрации Советского района ИК МО г. Казани ... от 21 октября 2011 истице отказано в постановке на жилищный учет по тому основанию, что она 19 августа 2011 года, зарегистрировавшись по адресу: "адрес", ухудшила свои жилищные условия.
При разрешении данного спора суд первой инстанции указал, что со стороны Михеевой Ф.П. не имелось намеренного ухудшения жилищных условий, так как по прежнему месту жительства она прав на квартиру "адрес" не приобрела и была вынуждена переехать к сыну в связи с необходимостью постороннего ухода и смертью дочери, которая ранее ухаживала за ней. Вместе с тем, с учетом того, что обеспеченность истицы и членов ее семьи общей площадью жилого помещения в квартире сына более учетной нормы на 0,68 кв.м суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы Михеевой Ф.П. о том, что превышение учетной нормы жилого помещения составляет на 0,68 кв.м, что является незначительным - не влияют на правильность принятого решения с учетом того, что действующее жилищное законодательство устанавливает императивное правило о минимальном размере площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Всем имеющим значения для дела обстоятельствам судом дана надлежащая оценка, суд правильно применил нормы материального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 октября 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Михеевой Ф.Л. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.