Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Н.А.Губаевой,
судей Г.А.Сахиповой и Р.Р.Насибуллина,
с участием прокурора М.З.Сулейманова,
при секретаре Д.Р.Бадегутдинове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Л.М.Карпенко и по апелляционному представлению прокурора г.Набережные Челны на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 29 октября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Прокурора города Набережные Челны в интересах Л.М.Карпенко к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании действий в части исключения из сводного республиканского реестра получателей субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета незаконными и о возложении обязанности по включению в сводный республиканский реестр получателей субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Набережные Челны в интересах Л.М.Карпенко обратился в суд с заявлением к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - МТЗ и СЗ РТ) о признании действий в части исключения из сводного республиканского реестра получателей субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета незаконными и возложении обязанности по включению в сводный республиканский реестр получателей субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В обоснование требований указано, что на основании постановления Исполнительного комитета г.Набережные Челны от 08 декабря 2009 года ... Л.М.Карпенко была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 04 июля 2011 года, вступившим в законную силу 01 августа 2011 года, признаны незаконными действия Исполнительного комитета г.Набережные Челны по отказу в обеспечении Л.М.Карпенко жилым помещением за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от "дата" ... "Об беспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны" и на Исполнительный комитет г.Набережные Челны возложена обязанность принять меры по обеспечению ее жильем за счет средств федерального бюджета наравне с участниками Великой Отечественной войны.
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 01 августа 2011 года решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 04 июля 2011 года оставлено без изменения.
В целях исполнения решения суда Исполнительный комитет г.Набережные Челны 07 октября 2011 года направил в адрес МТЗ и СЗ РТ письмо с приложением дополнительного списка ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет по обеспечению жильем в муниципальном образовании г.Набережные Челны после 01 марта 2005 года, для включения в республиканский реестр получателей субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Однако, письмом МТЗ и СЗ РТ от 30 июля 2012 года истица из указанного списка незаконно исключена со ссылкой на разъяснение Министерства регионального развития Федерации от 20 марта 2012 года N 6059-ГЕ/07, согласно которому бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" не подлежат.
В связи с этим, прокурор г.Набережные Челны просил суд признать действия ответчика в части исключения Л.М.Карпенко из сводного республиканского реестра получателей субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета незаконными, обязав включить ее в сводный республиканский реестр получателей субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В судебное заседание представитель ответчика МТЗ и СЗ РТ не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявлением прокурора не согласился.
Судом вынесено решение об отказе.
В апелляционной жалобе и в апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с неправильным применением норм материального права. Указывается на принятие решения без учета имеющего преюдициальное значение вступившего в законную силу решения Набережночелнинского городского суда от 4 июля 2011 года, которым за Л.М.Карпенко признано право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о явке извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу и апелляционное представление в отсутствие сторон.
Рассмотрев дело на предмет законности и обоснованности в пределах, изложенных в апелляционной жалобе и апелляционном представлении доводов, Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как установлено судом первой инстанции, обстоятельства, на которые ссылается прокурор г.Набережные Челны в обоснование заявленных в интересах Л.М.Карпенко требований, подтверждаются материалами дела.
Л.М.Карпенко является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. На основании постановления Исполнительного комитета г.Набережные Челны от 08 декабря 2009 года ... была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от "дата", оставленном без изменения Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 01 августа 2011 года, признаны незаконными действия Исполнительного комитета г.Набережные Челны по отказу в обеспечении Л.М.Карпенко жилым помещением за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714 "Об беспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны" и на Исполнительный комитет г.Набережные Челны возложена обязанность принять меры по обеспечению ее жильем за счет средств федерального бюджета наравне с участниками Великой Отечественной войны.
Письмом МТЗ и СЗ РТ от 30 июля 2012 года истица исключена из сводного республиканского реестра получателей субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета со ссылкой на разъяснение Министерства регионального развития Федерации от 20 марта 2012 года N 6059-ГЕ/07, согласно которому бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" не подлежат.
Отказывая в удовлетворении требований Прокурора г.Набережные Челны о признании указанных действий незаконными и возложении обязанности по включению в сводный республиканский реестр получателей субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, суд первой инстанции исходил из того, что действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 на категорию лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, не распространяется. Названным Указом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимающих участие в Великой Отечественной войне, а также иных перечисленных в нем лиц.
Бывшие несовершеннолетние узники фашизма в нем не названы, поэтому реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции Судебная коллегия не усматривает.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 статьи 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан в подпункте 3 пункта 1 предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)
Вместе с тем, приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
В связи с изложенным, у истицы отсутствует право на внеочередное предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09 января 2010 года N 30), так как законодатель, наделяя несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны аналогичными льготами, что и участников Великой Отечественной войны (в том числе и правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае их принятия на соответствующий учет), не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.
В Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, а также иные лица, приравненные к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, не поименованы и ссылка на то, что Указ распространяет на них свое действие, в нем отсутствует.
Следовательно, суд обоснованно не усмотрел правовых оснований для признания за Л.М.Карпенко права на обеспечение жильем в рамках Указа, так как лица, приравненные к инвалидам и участниками Великой Отечественной войны, права на внеочередное обеспечение жильем в установленном данным Указом порядке, не имеют.
На основании вышеназванных положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ее право на соответствующую меру социальной поддержки должно быть реализовано в порядке очередности с учетом времени постановки на учет нуждающихся.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 ноября 2011 года N 14-В11-16.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления со ссылкой на принятие решения в нарушение имеющего обязательную силу вступившего в законную силу решения Набережночелнинского городского суда от 4 июля 2011 года, которым за Л.М.Карпенко признано право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации N714 от 7 мая 2008 года, не могут повлиять на существо принятого судебного постановления, поскольку при рассмотрении дела по вынесению указанного решения представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан для участия по делу не привлекался, в связи с чем, указанное решение преюдициального значения не имеет.
Другие доводы жалобы и представления направлены на переоценку изложенных в решении суда выводов, оснований для переоценки которых у Судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении требований является законным и обоснованным, процессуальных нарушений, отразившихся на правильности принятого решения, не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы и представления не имеется.
Руководствуясь статьями 199, пунктом 1 статьи 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 29 октября 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.М.Карпенко и апелляционное представление прокурора г.Набережные Челны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.