Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г. и Янсона А.С.,
при секретаре судебного заседания Каримове С.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ Сунгатуллина Р.И. на решение Приволжского районного суда г.Казани от 23 октября 2012 года, которым постановлено:
Заявление удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ осуществить государственный учет помещения на основании технического плана от 2 июля 2012 года, представленного вместе с заявлением о постановке на государственный учет объекта N 16-0-1-138/3003/2012-15381 от 16 июля 2012 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ Исламгалиевой Г.Р., поддержавшей жалобу, возражения представителя Ахметзяновой А.Ф. - Солдаковой И.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахметзянова А.Ф. обратилась в суд с заявлением к Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного учета N 1600/501-12-119912 от 3 августа 2012 года и возложении обязанности осуществить государственный учет помещения. В обоснование требований указано, что решением Вахитовского районного суда г.Казани от 23 марта 2012 года за Ахметзяновой А.Ф. признано право собственности на долю в праве собственности на незавершенный строительством жилой дом, "адрес", соответствующую 3-хкомнатной квартире ... данном доме. 16 июля 2012 года истец обратилась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о постановке на государственный учет доли в незавершенном строительством объекте, однако решением от 03 августа 2012 ей отказано в осуществлении государственного кадастрового учета вышеуказанного помещения. Данное решение органа кадастрового учета препятствует осуществлению прав по владению и пользованию недвижимым имуществом.
Уточнив требования, представитель истца просила обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ осуществить государственный учет помещения на основании технического плана от 2 июля 2012 года, представленного вместе с заявлением о постановке на государственный учет объекта N 16-0-1-138/3003/2012-15381 от 16 июля 2012 года.
Ответчик с заявлением не согласился.
Суд заявление удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ Сунгатуллин Р.И. просит отменить решение ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального закона, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 4 ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации объектов капитального строительства", первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Минэкономразвития России. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства. Объектам учета в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера, на основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр объектов капитального строительства.
В соответствии с положениями статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период).
В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Вахитовского районного суда г.Казани от 23 марта 2012 года за Ахметзяновой А.Ф. признано право собственности на долю в праве собственности на незавершенный строительством жилой дом, строительный номер "адрес", соответствующую 3-хкомнатной квартире ... в данном доме.
16 июля 2012 года Ахметзянова А.Ф. с целью осуществления государственной регистрации права собственности на жилое помещение обратилась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о постановке на государственный учет доли в незавершенном строительством объекте.
Решением от 03 августа 2012 ей отказано в постановке на государственный учет объектов капитального строительства вышеуказанного помещения со ссылкой на подпункт 2 пункта 70 Порядка организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. В решении указано, что необходимый для государственного учета документ (технический план) по форме и содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства: объектом учета в соответствии с представленными вместе с заявлениями документами является квартира N 62, расположенная в доме незавершенном строительством. Внесение в ЕГРОКС сведений о квартирах, расположенных в доме незавершенном строительством, невозможно. Заявителю рекомендовано оформить документы в соответствии с требованиями законодательства.
Удовлетворяя заявленные Ахметзяновой А.Ф. требования, суд пришел к выводу о том, что застройщиком в нарушение условий заключенного между сторонами договора принятые на себя обязательства по сдаче вышеуказанного дома в эксплуатацию и передаче квартиры истцу в предусмотренные договором сроки не исполнены, застройщик уклоняется от оформления ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию, в связи с чем истец лишена возможности зарегистрировать право собственности на помещение.
С такими выводами согласиться нельзя.
В настоящее время спорный многоквартирный дом "адрес" является незавершенным строительством объектом, в жилищный фонд не включен, первичную техническую инвентаризацию не прошел, объект в целом не учтен, так как в эксплуатацию не сдан и на технический, и кадастровый учет не поставлен, в связи с чем невозможно поставить на кадастровый учет и спорное жилое помещение, расположенное в данном доме, следовательно, невозможно изготовить кадастровый паспорт данного помещения.
Таким образом, поскольку дом, в котором расположена квартира истца, не зарегистрирован в установленном законом порядке как объект недвижимости, техническая инвентаризация и кадастровый (технический) учет объекта, а также входящего в его состав недвижимого имущества (квартиры), уполномоченными органами не произведены, решение суда об обязании ответчика осуществить государственный учет доли объекта недвижимости, не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328, 330 ч.1 п.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приволжского районного суда г.Казани от 23 октября 2012 года по данному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления Ахметзяновой Алсу Фаритовны об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ осуществить государственный учет помещения на основании технического плана от 2 июля 2012 года, представленного вместе с заявлением о постановке на государственный учет объекта N 16-0-1-138/3003/2012-15381 от 16 июля 2012 года, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.