Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.
судей Жидковой О.В., Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю.,
при секретаре Рогулиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Вологды на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 26 ноября 2012 года, которым на Администрацию города Вологды возложена обязанность оборудовать ограждение территории МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 31" и установить систему видеонаблюдения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Вологды обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Вологды о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в муниципальном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 31", расположенного по адресу: "адрес" (далее МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 31"), выявлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии ограждения школы забором и неустановления в школе системы видеонаблюдения.
Просил суд возложить на Администрацию города Вологды обязанность по проведению мероприятий по оборудованию ограждения территории МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 31" и установлению системы видеонаблюдения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Вологды Григорова С.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Вологды Мациевская А.Н. с исковыми требованиями не согласилась. Ссылаясь на то, что Администрация г.Вологды не является распорядителем бюджетных средств, просила в иске отказать. Полагала, что в качестве ответчика по данному делу должно выступать МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 31".
Представитель третьего лица МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 31" Спиридонова Н.А. с исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что самостоятельно решить вопрос по оборудованию ограждения территории школы и установлению системы видеонаблюдения школа не может в связи с отсутствием финансирования.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г.Вологды Мациевская А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда. Полагает, что понуждение Администрации г.Вологды к совершению возложенных на нее судом действий является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что исходя из принципа разделения властей, недопустимо.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Вологды Григорова С.Г. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Вологды без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В силу положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствие с пунктом 4 статьи 3 вышеназванного Закона противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 7.1 статьи 14, пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
Частью 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования, в том числе: организация предоставления на территории муниципального района общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение создания муниципальных образовательных учреждений, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 31", утвержденным постановлением администрации города Вологды N 6473 от 31 октября 2011 года, школа является некоммерческой организацией - муниципальным учреждением (пункт 1.2).
В силу пункта 1.3 Устава учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование "Город Вологда". Функции и полномочия учредителя школы и собственника ее имущества осуществляет администрация города Вологды (л.д.7).
Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что имущество школы является собственностью муниципального образования "Город Вологда" и закрепляется за ней на праве оперативного управления (л.д.12).
Таким образом, администрация города Вологды является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821 - 10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Согласно указанию Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года NN АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году" подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации. В состав таких мероприятий включены, в том числе установка ограждения по периметру образовательного учреждения и установка систем видеонаблюдения.
Принимая во внимание то обстоятельство, что установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения и установка системы видеонаблюдения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, а также учитывая то, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции органов местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных исковых требований.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.