Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Образцова О.В.,
при секретаре Михайловой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Карымовой С.С. на решение Вологодского городского суда от 29 ноября 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Карымовой С.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области о назначении досрочной трудовой пенсии отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Карымовой С.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда, пенсионный орган) от 15 августа 2012 года N ... Карымовой С.С. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием 25-летнего специального стажа.
По состоянию на 27 июня 2012 года пенсионным органом специальный стаж Карымовой С.С. определен в 17 лет 02 месяца 06 дней.
При этом в него не включены периоды работы:
- с 01 сентября 2000 года по 11 февраля 2001 года и с 17 февраля 2001 года по 31 августа 2001 года в должности учителя Харовской средней школы на 0,88 ставки, поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, с 01 сентября 2000 года засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы;
- с 01 сентября 2005 года по 27 марта 2006 года в должности педагога дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи, а также с 28 марта 2006 года по 27 июня 2012 года в должности руководителя структурного подразделения " ... " Дворца творчества детей и молодежи и по внутреннему совместительству педагога дополнительного образования, поскольку в соответствии с пунктом 12 вышеназванных Правил, работа в должностях и в учреждениях указанных в пункте 2 раздела "наименование должностей" и "наименование учреждений" Списка за периоды, начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при условии имеющегося факта работы период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "наименование должностей" и в пункте 2 раздела "наименование учреждений" Списка. Кроме того, должность "руководитель структурного подразделения" Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, не предусмотрена, запись о работе по внутреннему совместительству в должности педагога дополнительного образования внесена с нарушением Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225.
Карымова С.С. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда о назначении пенсии.
Ссылаясь на неправомерность решения пенсионного органа от 15 августа 2012 года N ... , просила обязать ответчика зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, вышеуказанные периоды и назначить пенсию с момента обращения с заявлением в пенсионный орган.
В судебном заседании Карымова С.С. заявленные требования поддержала, указав, что выполняя обязанности учителя Харовской средней школы, совмещала свои обязанности с работой социального педагога, а также вела кружковую работу, что подтверждено справкой работодателя. Работая в должности руководителя структурного подразделения и педагогом дополнительного образования во Дворце творчества детей и молодежи, в течение полного рабочего дня занималась педагогической деятельностью в условиях повышенных психофизиологических нагрузок.
В судебном заседании представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Андреева С.Н. с требованиями истицы не согласилась, полагая оспариваемое решение постановленным правильно.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Карымова С.С. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом установленных по делу обстоятельств.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает судебный акт подлежащим отмене в части отказа истцу в удовлетворении требований о зачете в специальный стаж периодов работы учителем Харовской средней школы в силу следующего.
Отказывая Карымовой С.С. в этой части иска, суд первой инстанции указал, что в период с 01 сентября 2000 года по 11 февраля 2001 года и с 17 февраля 2001 года по 31 августа 2001 года ею не выполнялась учебная нагрузка, установленная за ставку заработной платы в занимаемой должности учителя школы.
Такой вывод суда нельзя признать правильным, поскольку он основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "наименование учреждений" Списка.
Из материалов настоящего дела усматривается, что Карымова С.С., выполняя обязанности учителя Харовской средней школы на 0,88 ставки, в период с 01 сентября 2000 года по 11 февраля 2001 года и с 17 февраля 2001 года по 31 августа 2001 года, вела кружковую работу в этом же учебном заведении.
Занимаемая истцом должность "учитель" указана в пункте 1 раздела "наименование должностей" Списка.
Согласно пункту 1.1 раздела "наименование учреждений" Списка к учреждениям, работа преподавателем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные учреждения, в том числе "школа".
Пунктом 4 Правил установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Выписка из книги приказов за 2000-2005 годы подтверждает, что дополнительная педагогическая нагрузка Карымовой С.С. в виде кружковой работы ежемесячно составляла 12 часов, то есть 3 часа в неделю. Таким образом, общая продолжительность рабочего времени истца как преподавателя общеобразовательного учреждения (не менее 18 часов) в указанные периоды соответствовала утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N191 норме часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Из материалов дела следует, что в спорный период истица была протарифицирована как учитель трудового воспитания и получала заработную плату из фонда заработной платы учреждения за выполняемую работу учителя в размере 0,88 ставки. Ведение кружковой работы также входило в ее непосредственные обязанности педагога. При этом кружковая работа и работа в должности учителя представляли собой суммарное выполнение педагогической работы на полную ставку.
Таким образом, при условии выполнения истицей в оспариваемые периоды суммарно нормы рабочего времени при исполнении обязанностей не только учителя трудового воспитания, но и руководителя школьного кружка в том же учебном заведении на ставку заработной платы учителя трудового воспитания, у ответчика не имелось оснований для исключения указанных периодов из стажа работы Карымовой С.С. для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, судебная коллегия апелляционной инстанции считает решение суда в этой части подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В остальном судебный акт следует признать правильным, а доводы подателя апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "наименование должностей" и в пункте 2 раздела "наименование учреждений" Списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067.
В период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года Карымова С.С. не работала в должностях, указанных в пункте 2 раздела "наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "наименование учреждений" данного Списка.
В действующей системе пенсионного обеспечения право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, до указанной даты должность "педагог дополнительного образования" ранее действующими Списками предусмотрена не была.
С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).
Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения, чего в спорных правоотношениях нет.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 29 ноября 2012 года в части отказа Карымовой С.С. в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы в должности учителя Харовской средней школы с 01 сентября 2000 года по 11 февраля 2001 года и с 17 февраля 2001 года по 31 августа 2001 года отменить.
Принять в этой части новое решение, которым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области зачесть Карымовой С.С. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы в должности учителя Харовской средней школы с 01 сентября 2000 года по 11 февраля 2001 года и с 17 февраля 2001 года по 31 августа 2001 года, в остальном решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Карымовой С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н. Бочкарева
Судьи: В.Н. Белякова
О.В. Образцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.