Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.
судей Жидковой О.В., Соколовой М.В.
при секретаре Михайловой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Пантелеева К.С. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 06.02.2013, которым отказано в удовлетворении заявления Пантелеева К.С. об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии города Череповца.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения заявителя Пантелеева К.С., представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии города Череповца Шляпакова О.Н., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением территориальной избирательной комиссии города Череповца от 19.12.2012 N 57/441, опубликованным в газете "Речь" 24.12.2012, на 10.03.2013 назначены дополнительные выборы депутата Череповецкой городской Думы по одномандатному избирательному округу N 13.
14.01.2013 Пантелеев К.С. уведомил территориальную избирательную комиссию города Череповца о самовыдвижении по одномандатному избирательному округу N 13, представив документы, предусмотренные статьей 31 Закона Вологодской области от 16.09.2011 N 2596-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе".
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата в депутаты Череповецкой городской Думы по одномандатному избирательному округу N 13 Пантелеева К.С. от 29.01.2013, из 106 заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей 14 подписей признаны недостоверными или недействительными.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Череповца от 31.01.2013 N 65/478 Пантелееву К.С. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Череповецкой городской Думы по одномандатному избирательному округу N 13 на дополнительных выборах депутата Череповецкой городской Думы, назначенных на 10.03.2013 на основании результатов проверки представленных подписей избирателей, в соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 40 закона Вологодской области от 16.09.2011 N 2596-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе".
Оспаривая правомерность принятого решения, Пантелеев К.С. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействительным постановление территориальной избирательной комиссии города Череповца N 65/478 от 31.01.2013 и обязать Территориальную избирательную комиссию города Череповца зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Череповецкой городской Думы по одномандатному избирательному округу N 13 на дополнительных выборах депутата Череповецкой городской Думы, назначенных на 10.03.2013.
Требования мотивировал допущенными территориальной избирательной комиссией гор.Череповца нарушениями процедуры проверки подписей избирателей. В частности, указал, что он не был извещен о дате и времени окончания проверки подписных листов с подписями избирателей, а также с датой ознакомления с итоговым протоколом, не был извещен и о дате заседания избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата в депутаты. Кроме того, выразил сомнения в компетентности эксперта, проводившего исследование подписей избирателей ввиду отсутствия доказательств наличия у него соответствующей подготовки, в связи с чем, полагал, что основания считать подписные листы недействительными отсутствуют. Полагал также, что территориальной избирательной комиссией города Череповца был нарушен процессуальный порядок отказа в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Череповецкой городской Думы.
В судебном заседании заявитель Пантелеев К.С. и его представитель Антонова А.П. заявление поддержали по изложенным в нём основаниям.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии города Череповца Шляпаков О.Н. заявление не признал обоснованным. Суду пояснил, что 25.01.2013 кандидат Пантелеев К.С. представил в территориальную избирательную комиссию г.Череповца документы для регистрации, в том числе 6 подписных листов, содержащих 106 подписей избирателей. В результате проведения проверки представленных кандидатом Пантелеевым К.С. подписей избирателей было выявлено 14 недостоверных и/или недействительных подписей избирателей, что составило 13 % от их общего числа. При этом 6 подписей избирателей признаны недействительными на основании заключения эксперта, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, 4 подписи избирателей были признаны недействительными на основании справки УФМС по г.Череповцу, как подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. При этом требования законодательства, регламентирующие процедуру проверки подписей избирателей были соблюдены. О периоде проведения проверки заявитель был уведомлен при сдаче документов для регистрации. 29.01.2013 Пантелеев К.С. ознакомился с результатами проверки представленных подписных листов и получил заверенные копии итогового протокола и ведомости проверки, заключения эксперта и справки УФМС по г.Череповцу. О заседании комиссии заявитель был также своевременно извещён, что подтверждается представленной суду распиской. Доводы заявителя о недоверии эксперту, проводившему проверку, основанные на положениях Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", считал необоснованными, ссылаясь на пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 31.03.2011, согласно которому названный выше Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, порядок проведения которой регламентирован исключительно нормами Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полагал, что оспариваемое постановление ТИК было принято в соответствии с действующим избирательным законодательством и оснований для его отмены нет. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Пантелеев К.С., ссылаясь на недостаточную компетентность эксперта, участвовавшего в проверке подписей избирателей, ставит вопрос об отмене решения суда и удовлетворении заявленных им требований. В подтверждение изложенных доводов просит заслушать в судебном заседании указанных им в жалобе свидетелей.
В возражениях на апелляционную жалобу участвовавший в деле прокурор Рямзина Г.В., указывая на надлежащую оценку обстоятельств дела судом первой инстанции, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальная избирательная комиссия гор.Череповца в возражениях на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласна, просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
При разрешении спора суд обоснованно исходил из того, что проведение выборов депутатов Череповецкой городской Думы регулируется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2001 г. N 67-ФЗ (далее также Федеральный закон N 67-ФЗ) и законом Вологодской области от 16.09.2011 N 2596-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" (далее также Закон Вологодской области N 2596-ОЗ).
Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии со статьей 31 Закона Вологодской области от 16.09.2011 N 2596-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному (многомандатному) избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом.
Пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 7 части 7 статьи 40 Закона Вологодской области N 2596-ОЗ.
В силу положений части 1 статьи 39 Закона Вологодской области от 16.09.2011 N 2596-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что избирательная комиссия муниципального образования для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии муниципального образования, работников аппарата избирательной комиссии муниципального образования, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены участковых избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно части 5 статьи 39 Закона Вологодской области от 16.09.2011 N 2596-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения о регистрации кандидата или об отказе в регистрации кандидата (часть 12 статьи 39 Закона Вологодской области от 16.09.2011 N 2596-03 "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе").
Как следует из материалов дела, в ходе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Череповецкой городской Думы на дополнительных выборах депутата Череповецкой городской Думы по одномандатному избирательному округу N 13 Пантелеева К.С. рабочая группа территориальной избирательной комиссии города Череповца пришла к выводу о недействительности 14 из 106 подписей избирателей, что составляет 13 % от их общего числа. Данные обстоятельства подтверждаются итоговым протоколом от 29.01.2013, а также итоговой ведомостью проверки подписных листов.
В числе нарушений, послуживших основанием для признания подписей избирателей недействительными, указаны следующие: неверный адрес места жительства избирателя, дата внесения подписей выполнена не избирателем, неоговоренные исправления в дате внесения подписи, неверная дата подписи избирателя, неверная дата рождения избирателя, неверные данные документа избирателя, неоговоренные исправления в данных документа избирателя.
На основании заключения эксперта ЭКО по г.Череповцу ЭКЦ УМВД России по Вологодской области по от 28.01.2013 по пункту 5 части 9 статьи 39 Закона Вологодской области от 16 сентября 2011 года N 2596-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" признаны недостоверными 6 подписей (2 подписи ввиду того, что даты их внесения выполнены сборщиком, 4 подписи ввиду выполнения дат одним лицом).
В таблице, составленной специалистом МРО УФМС России по Вологодской области в г.Череповце, содержатся сведения по результатам проверки персональных данных избирателей, включенных в подписные листы кандидата Пантелеева К.С., согласно которым установлены противоречия в указании адреса места жительства 1 избирателя, года рождения - 1 избирателя, паспортных данных - 2 избирателей.
Согласно ведомости проверки подписных листов 4 подписи избирателей были выбракованы по коду нарушений N 43, 3 - в связи с неоговоренными исправлениями, 1 подпись - в связи с указанием неверной даты; 1 подпись по коду нарушений N 47 - неоговоренные исправления (впоследствии указанная подпись признана недостоверной согласно справке УФМС).
В соответствии с частью 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Разрешая спор суд, признав обоснованными результаты проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата в депутаты Череповецкой городской Думы по одномандатному избирательному округу N 13 Пантелеева К.С. от 29.01.2013, согласно которым из 106 заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей 14 подписей признаны недостоверными или недействительными, пришел к выводу о том, что кандидатом допущены нарушения требований подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 7 части 7 статьи 40 Закона Вологодской области от 16.09.2011 N 2596-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе".
Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствами дела и требованиям действующего законодательства, а потому является правильным.
Учитывая, что действительных подписей недостаточно для регистрации кандидата, суд принял правомерное решение об отказе Пантелееву К.С. в удовлетворении заявления.
Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела сведений о квалификации эксперта, давшего заключение о недостоверности 6 подписей избирателей не состоятельны ввиду следующего.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Аналогичный порядок установлен и статьей 39 Закона Вологодской области от 16.09.2011 N 2596-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе", в соответствии с которой, в частности, признаются недействительными подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 настоящей статьи (подпункт 5 части 9);
Из приведенных норм следует, что недействительными подписи по данному основанию могут признаваться только по заключению эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в рамках рабочей группы. При этом свидетельские показания о достоверности постановки даты подписи избирателем являются недопустимым доказательством.
Проверка действительности подписей избирателей какими-либо иными средствами, кроме тех, которые установлены избирательным законом, не отвечала бы провозглашенному в статье 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принципу равенства прав и обязанностей кандидатов.
Как следует из материалов дела в состав членов рабочей группы территориальной избирательной комиссии г. Череповца входит ФИО9 - эксперт ЭКО по г. Череповцу ЭКЦ УМВД России по Вологодской области, капитан полиции, который был включен в её состав на основании рекомендаций начальника УМВД России по г. Череповцу, что в свою очередь не позволяет усомниться в его квалификации как эксперта.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 06.02.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Пантелеева К.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А.Охапкина
Судьи: О.В.Жидкова
М.В.Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.