Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Жидковой О.В.,
при секретаре Михайловой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Вологды по доверенности Юрикова С.Е. на решение Вологодского городского суда от 17 декабря 2012 года, которым на администрацию города Вологды возложена обязанность оборудовать ограждения территории муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 29".
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29" по доверенности Рудака В.С., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Вологды в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Вологды о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города Вологды проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в муниципальном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 29" (далее МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29"), в ходе которой выявлено, что территория возле здания школы, расположенного по адресу: "адрес", забором не ограждена. Установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и являются мерами по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Просил возложить на администрацию города Вологды обязанность по проведению мероприятий по оборудованию ограждения территории МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29".
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования уточнил, просил обязать администрацию города Вологды оборудовать ограждение территории МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29". Уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Вологды по доверенности Юриков С.Е. исковые требования не признал, в возражении указал на отсутствие денежных средств на данные виды расходов в бюджете города Вологды.
Представитель третьего лица МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Вологды по доверенности Юриков С.Е., ссылаясь на прежние доводы, ставит вопрос об отмене решения суда с вынесением по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Вологды была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29", в ходе которой было установлено, что территория МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29" не ограждена забором (л.д.5).
В силу положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствие с пунктом 4 статьи 3 вышеназванного Закона противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 7.1 статьи 14, пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
Частью 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования, в том числе: организация предоставления на территории муниципального района общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение создания муниципальных образовательных учреждений, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29", утвержденным постановлением администрации города Вологды N ... от 07 ноября 2011 года, школа является некоммерческой организацией - муниципальным учреждением (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 1.3 Устава учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование ... Функции и полномочия учредителя школы и собственника ее имущества осуществляет администрация города Вологды (л.д.8).
Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что имущество школы является собственностью муниципального образования ... и закрепляется за ней на праве оперативного управления (л.д.11).
Таким образом, администрация города Вологды является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821 - 10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Принимая во внимание то обстоятельство, что установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и являются мерами по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, а также учитывая то, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции органов местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных исковых требований об обязании администрации города Вологды оборудовать ограждение территории МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29" забором.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Вологды по доверенности Юрикова С.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: М.В. Соколова
О.В. Жидкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.