Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Теплова И.П., Вахониной А.М.,
при секретаре Груздевой Г.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Спасского сельского поселения Тарногского муниципального района на решение Тарногского районного суда от 20 декабря 2012 года, которым признаны действия администрации Спасского сельского поселения об отказе в постановке Батогова А. Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными.
На администрацию Спасского сельского поселения возложена обязанность поставить Батогова А. Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области предоставить Батогову А. Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не менее установленной социальной нормы, а именно 18 кв.м общей площади жилья.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батогов А.Н. обратился 30.10.2012 в суд с иском к администрации Спасского сельского поселения, администрации Тарногского района о признании незаконными действий органа местного самоуправления, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о предоставлении вне очереди жилого помещения.
В обоснование требований указал, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (родители - Б.Н. и В. решением суда ограничены в родительских правах). С 28.12.2000 по 01.09.2006 он воспитывался в детском доме "адрес", в период с 2006 по 2009 года учился в ПУ- N ... района, находился на полном государственном обеспечении. Постановлением Главы Тарногского районного суда от 01.11.2006 за ним закреплено жилое помещение - трехкомнатная квартира общей площадью 46,8 кв.м, расположенная по адресу: "адрес".
В настоящее время в указанном жилом помещении также проживают - его отец Б.Н., инвалид N ... группы, бабушка Б.М., сестра Б., ее гражданский муж П. и Б.П. (малолетний сын сестры).
Администрация Спасского сельского поселения в 2012 году отказала ему в постановке на учет на получение жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на обеспеченность жилой площадью по указанному адресу (зарегистрированы 3 из 6 проживающих).
Просил признать действия администрации Спасского сельского поселения незаконными, обязать администрацию Спасского сельского поселения поставить на очередь на жилое помещение и обязать администрацию Спасского сельского поселения и администрацию Тарногского района предоставить жилое помещение вне очереди.
Определением судьи от 03.11.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области.
В судебном заседании Батогов А.Н. уточнил заявленные требования, просил обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение. От указанных требований к администрации Спасского сельского поселения и администрации Тарногского муниципального района отказался, остальные заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Тарногского муниципального района по доверенности Добрынская С.А. исковые требования не признала, пояснила, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу. В соответствии с решением Представительного Собрания от 18.12.2007 N 396 "О реализации закона области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству" и в соответствии с Положением об Управлении образования, организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству относятся к полномочиям управления образования.
Представитель ответчика администрации Спасского сельского поселения глава поселения Климовская С.Г. иск не признала. Пояснила, что постановлением Главы Тарногского муниципального района от 01.11.2006 за истцом закреплено жилое помещение общей площадью 46,8 кв.м по адресу: "адрес". В указанном жилом помещении зарегистрированы 3 человека, учетная норма по сельскому поселению составляет 12 кв.м, поэтому отказ в постановке на учет является обоснованным, просила в иске отказать.
В судебное заседание представитель Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области не явился.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Спасского сельского поселения Тарногского муниципального района ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на доводы, изложенные в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно положениям части 1 статьи 254, части 1 статьи 256, части 1 статьи 258 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2013), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Закона Вологодской области от 17.07.2006 N 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по выбору лица, нуждающегося в жилом помещении (его законного представителя), органами местного самоуправления области по месту жительства ребенка, выявленного как оставшегося без попечения родителей, где он постоянно или преимущественно проживал до определения ему формы устройства, предусмотренной законодательством (в случае, если место жительства ребенка до момента выявления неизвестно - по месту выявления его как оставшегося без попечения родителей).
Принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма осуществляется с момента выявления их как оставшихся без попечения родителей. В случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее чем до достижения возраста 23 лет.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона Вологодской области N 1471-ОЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, относятся, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приемной семье, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в случае, если имеющееся закрепленное жилое помещение или жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, при вселении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учетной нормы.
Из материалов дела усматривается, что Батогов А.Н., "ДАТА" года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (заочным решением Вологодского районного суда от 21.06.2005 его родители, проживавшие в "адрес" - Б.Н. и В. ограничены в родительских правах).
Постановлением Главы Тарногского муниципального района N ... от 01.11.2006 Батогов А.Н. признан нуждающимся в государственной защите, направлен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, за несовершеннолетним закреплено право на жилую площадь по адресу: "адрес".
Закрепленное жилое помещение, общей площадью 46,8 кв.м принадлежит на праве собственности отцу Батогова А.Н. - Б.Н. с 05.10.2011.
В трехкомнатной квартире N ... расположенной по вышеуказанному адресу зарегистрированы и проживают: Батогов А.Н., Б.Н. (собственник, отец Батогова А.Н.), Б. (сестра Батогова А.Н.), без регистрации проживают Б.М. (бабушка Батогова А.Н.), Б.П. (сын Б.), П. (гражданский муж сестры истца).
Постановлением Главы Спасского сельского поселения от 16.04.2006 N7 установлена учетная норма площади жилого помещения по Спасскому сельскому поселению (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) составляет 12 кв.м общей площади на одного человека.
Батогову А.Н. решением жилищной комиссии администрации Спасского сельского поселения N ... от 05.05.2012 отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицу, оставшемуся без попечения родителей, в связи с наличием за ним закрепленного жилого помещения (сообщение об этом в адрес Батогова А.Н. администрацией Спасского сельского поселения направлено 13.07.2012).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Из пункта 2 части 2 указанной нормы закона усматривается, что детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются во внеочередном порядке.
В соответствии с вышеуказанными положениями закона Вологодской области (действовавшими на момент отказа в принятии истца на соответствующий учет) Батогов А.Н. вправе был по своему выбору состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту своего жительства, где он постоянно проживал до определения ему формы устройства, предусмотренной законодательством (нахождение на полном государственном обеспечении), то есть "адрес"
Учитывая, что действия органа местного самоуправления при разрешении вопроса о принятии истца на соответствующий учет по закрепленному за ним месту жительства не соответствовали требованиям ранее действующего законодательства (право пользования вышеназванной квартирой общей площадью 46,8 кв.м имеют 4 человека, что составляет менее установленной органом местного самоуправления учетной нормы - 12 кв.м на одного человека), вывод суда первой инстанции о неправомерности отказа администрации Спасского сельского поселения в постановке на учет Батогова А.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, оставшегося без попечения родителей и имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения, является обоснованным.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.258 ГПК Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Принимая во внимание, что Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области в соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом области, утвержденным постановлением Правительства области от 23.12.2008 N 2498 (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 02.07.2012 N 728), нуждаемость истца в жилом помещении как лица, оставшегося без попечения родителей и имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения, вывод суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности на данный Департамент предоставить Батогову А. Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не менее установленной социальной нормы, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции в своем решении по настоящему делу дана надлежащая правовая оценка.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тарногского районного суда от20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Спасского сельского поселения Тарногского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.