Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Образцова О.В.
при секретаре Рогулиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 15.11.2012, которым признано незаконным и не порождающим правовых последствий с момента вынесения решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области от "ДАТА" N ...
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области обязано включить Фесенко Н.Н. в страховой и общий трудовой стаж периоды работы с "ДАТА" по "ДАТА" в ... и в ... с "ДАТА" по "ДАТА", произвести перерасчет пенсионных выплат, с учетом включения в страховой и общий трудовой стаж Фесенко Н.Н. вышеуказанных периодов работы, с даты обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, то есть, с "ДАТА".
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., объяснения представителя Фесенко Н.Н. по доверенности Землемеровой О.Ю., представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области по доверенности Андреевой С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области от "ДАТА" N ... Фесенко Н.Н. в соответствии с п. 2 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 отказано во включении в страховой и общий трудовой стаж периодов работы в ... с "ДАТА" по "ДАТА" и в ... с "ДАТА" по "ДАТА" со ссылкой на п. 2 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011, в соответствии с которым если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо.
Не согласившись с названным решением Фесенко Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области, просила признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области от "ДАТА" N ... незаконным и необоснованным; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области зачесть в страховой и общий трудовой стаж периоды работы с "ДАТА" по "ДАТА" в ... и в ... с "ДАТА" по "ДАТА" и осуществить перерасчет пенсионных выплат, с учетом включения в страховой и общий трудовой стаж вышеуказанных периодов работы с даты обращения для назначения пенсии по старости. В обоснование требований указала, что на момент обращения "ДАТА" названный договор не действовал и не подлежал применению, поскольку вступил в силу 01.04.2012. Ранее действующим законодательством, а именно п. 8 Распоряжения Правления Пенсионного фонда России от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" работа в ЭССР включалась в трудовой стаж для назначения пенсии.
В ходе судебного разбирательства от представителя истца Фесенко Н.Н. по доверенности Землемеровой О.Ю. поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором указала, что истец обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области не "ДАТА", а "ДАТА". Просила суд назначить пенсию с "ДАТА" (л.д. 21).
Истец Фесенко Н.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Землемерова О.Ю. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области по доверенности Андреева С.Н. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в решении об отказе во включении в страховой и общий трудовой стаж спорных периодов работы истца.
Судом принято приведенное решение.
С таким решением суда не согласилось ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указано, что к возникшим правоотношениям судом подлежал применению Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 14.07.2011 о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который на момент подачи заявления от "ДАТА" и на момент вынесения решения от "ДАТА" считался вступившим в законную силу. Также указало, что с "ДАТА" по "ДАТА" Управлением была выплачена пенсия истцу с учетом спорных периодов, о чем свидетельствует выписка почтового отделения об уменьшении размера пенсии в отношении страховой части пенсии. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, признано право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также на достаточный жизненный уровень и на непрерывное улучшение условий жизни.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает право на трудовую пенсию по старости мужчин, достигших возраста 60 лет, и женщин, достигших возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством.
При этом согласно части 1 статьи 10 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, имеющими право на трудовую пенсию, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам права на получение трудовой пенсии в части 2 вышеназванной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (подписан в г. Таллине 14 июля 2011 года, вступил в силу 01 апреля 2012 года) при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
В силу части 2 названной статьи если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии (статья 6 часть 1 Договора).
Частью 3 статьи 5 Договора установлено, что если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
В соответствии с п. 8 Распоряжения Правления Пенсионного фонда России от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 года N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в период с "ДАТА" по "ДАТА" Фесенко Н.Н. осуществляла трудовую деятельность в ... , в период с "ДАТА" по "ДАТА" - в ... , то есть на территории Эстонской Республики. На территории Российской Федерации трудовую деятельность Фесенко Н.Н. начала вести с "ДАТА" (л.д. 3 - 13).
Отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области во включении названных периодов работы Фесенко Н.Н. в страховой и общий трудовой стаж мотивирован положением Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011, вступившего в силу 01.04.2012.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в части невозможности применения положений данного Договора, поскольку пенсия Фесенко Н.Н. с учетом включенных судом периодов работы назначена с "ДАТА", то есть до вступления в силу данного документа.
Дата назначения пенсии судом определена верно. "ДАТА" пенсионный орган принял у Фесенко Н.Н. необходимые для решения вопроса о назначении пенсии документы, однако не предложил истцу написать соответствующее заявление, что обязан был сделать в силу статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, новое пенсионное законодательство не может служить основанием для ухудшения условия реализации права на пенсионное обеспечение, предусмотренного ранее до 01.01.2002, поскольку не препятствует гражданину осуществлять оценку приобретенного им до 01.01.2002 пенсионных прав по нормам ранее действующего законодательства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и означающих по существу отмену прав этих лиц приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством, не совместимо с положением статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что граждане, осуществляющие трудовую деятельность на территории РСФСР и ЭССР вправе рассчитывать на гарантированное государством пенсионное обеспечение независимо от изменения в последующем законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения в каждом из вновь образованных государств.
По изложенным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы жалобы.
Также судебная коллегия не может принять во внимание ссылку подателя жалобы об отмене решения суда в части выплаты пенсионным органом пенсии истцу за период с "ДАТА" по "ДАТА", поскольку данное обстоятельство было признано представителем ответчика в суде апелляционной инстанции и, по мнению судебной коллегии, должно быть учтено в процессе исполнения данного решения суда.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Изложенные в поданной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для изменения которой, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 15.11.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Бочкарева
Судьи В.Н. Белякова
О.В. Образцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.