Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Соколовой М.В.
при секретаре Тарабукиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шайхетдинова Р.А. на решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 13.12.2012, которым Шайхетдинову Р.А. в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения заявителя Шайхетдинова Р.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
03.12.2012 Шайхетдинов Р.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными и создающими препятствия к прохождению медицинского освидетельствования действий отдела военного комиссариата Вологодской области по Бабаевскому и Кадуйскому районам в части ненадлежащей организации мероприятий, связанных с призывом на военную службу, а также в части возложения на него обязанности в кратчайшие сроки сдать лабораторные анализы.
В обоснование заявленных требований указал, что является гражданином, подлежащим призыву на военную службу. Согласно требований врученной ему 21.11.2012 повестки он 26.11.2012 прибыл в отдел военного комиссариата по Бабаевскому и Кадуйскому районам, где ему выдали направления на анализы и повестку на 28.11.2012. В соответствующую дату он получил повестку на 30.11.12 с изложенным в ней требованием о прохождении медкомиссии. Однако, 30.11.2012 на призывном пункте призывной комиссии не было, а выполнить требования повестки о самостоятельном прохождении медкомиссии в срок до 30.11.2012 он не смог в силу режима работы медицинского учреждения, расположенного в д.Хохлово Кадуйского района.
В судебном заседании заявитель Шайхетдинов Р.А. свои требования дополнил, просил признать незаконными действия отдела военного комиссариата по Бабаевскому и Кадуйскому районам в части возложения на него обязанности по осуществлению сбора справок из психоневрологического и наркологического кабинетов. Дополнительно суду пояснил, что действия отдела военного комиссариата по Бабаевскому и Кадуйскому районам считает незаконными, поскольку на призывном пункте не было организовано прохождение им медицинской комиссии.
Представитель заинтересованного лица начальник отдела военного комиссариата по Бабаевскому и Кадуйскому районам Ствол О.В. требования Шайхетдинова Р.А. не признал обоснованными. Суду пояснил, что осенний призыв был организован в соответствии с действующим законодательством, в установленном порядке утвержден и согласован список медицинских работников, участвующих в медицинском освидетельствовании граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также график прохождения медицинской комиссии, в соответствии с которым медицинская комиссия собиралась в Кадуйском районе 03.10.2012 и 04.10.2012. Шайхетдинов Р.А. лично получил повестку на 04.10.2012, однако для прохождения медицинской комиссии не прибыл. В связи с этим Шайхетдинову Р.А. было предложено пройти медицинское освидетельствование самостоятельно в Кадуйской ЦРБ в срок до 30.11.2012. В случае непрохождения медицинской комиссии в указанное время, Шайхетдинову Р.А. был бы предоставлен новый срок. Кроме того, отрицал возложение военным комиссариатом на заявителя обязанности по сбору справок, ссылаясь на то, что соответствующие запросы в медицинские учреждения военный комиссариат направляет самостоятельно. Просил в удовлетворении заявлены требований отказать.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шайхетдинов Р.А., не приводя новых доводов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для её удовлетворения, отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете, и не пребывающие в запасе. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 вышеуказанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 (далее - Положение), в целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (далее - призывные пункты).
Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 5 Положения).
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата (пункт 6 Положения).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке (пункт 7 Положения).
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (пункт 8 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Согласно пункту 11 Положения о военно-врачебной экспертизе медицинские организации независимо от организационно-правовой формы обязаны сообщать в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов, кадровых органов федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба в органах), штатных военно-врачебных комиссий сведения о гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, состоящих на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний, с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение), а также представлять медицинские карты амбулаторных больных и при необходимости другие медицинские документы (медицинские карты стационарных больных, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.), характеризующие состояние здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждан, поступающих на военную службу (службу в органы) по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные (учебные) заведения, училища, и граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Положения о военно-врачебной экспертизе по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, утверждается председателями соответствующих комиссий (пункт 16 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Как следует из материалов дела, Шайхетдинов Р.А. связывает нарушение своих прав с ненадлежащей организацией работы призывного пункта, в части касающейся создания ему препятствий к прохождению медицинского освидетельствования и незаконного возложения на него обязанностей по сдаче анализов и сбору необходимых справок.
Между тем, судом первой инстанции достоверно установлено, что работа медицинской комиссии была организована надлежащим образом и никаких препятствий к прохождению медицинской комиссии Шайхетдинову Р.А. не создавалось.
Кроме того в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено суду доказательств в подтверждение доводов о возложении на него военным комиссариатом Вологодской области по Бабаевскому и Кадуйскому районам каких-либо не предусмотренных законом обязанностей, в том числе по представлению справок из медицинских учреждений и сдаче анализов в кратчайшие сроки.
Учитывая, что Шайхетдиновым Р.А. не пройдено медицинское освидетельствование и призывной комиссией по его результатам решение о призыве на военную службу заявителя не принималось, суд обоснованно не усмотрел в действиях отдела военного комиссариата Вологодской области по Бабаевскому и Кадуйскому районам нарушений закона.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 13.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шайхетдинова Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.