Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А. ,
судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Шиловой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Владимирова Д.В, на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от "ДАТА", которым установлен в отношении Владимирова Д.В,, "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес", административный надзор сроком на ... лет. Установлены в отношении Владимирова Д.В, административные ограничения:
Владимирову Д.В. запрещено пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания ... ежедневно, за исключением случаев, связанных с работой в ночное время;
На Владимирова Д.В. возложена обязанность ... раза в месяц в дни, установленные ОМВД, являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания, с зачётом срока, истекшего после отбытия наказания.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"ДАТА" приговором ... (с учетом постановления ... от "ДАТА") Владимиров Д.В. осужден по части ... Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы сроком на ... месяцев с отбыванием наказания в ... Срок отбытия наказания - "ДАТА".
Владимиров Д.В. совершил преступление, которое в соответствии с уголовным законом отнесено к категории тяжких, совершено при опасном рецидиве, так как Владимиров Д.В. ранее "ДАТА" был осужден за совершение особо тяжкого преступления, судимость не погашена.
"ДАТА" начальник Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N ... " Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее ФКУ ИК - 17 УФСИН России по Вологодской области) обратился в суд с заявлением, в котором просил установить в отношении осужденного Владимирова Д.В. административный надзор сроком на ... лет.
Кроме того, просил установить Владимирову Д.В. административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, устанавливаемых ОВД, обязательной явки ... месяц в ОВД по месту жительства, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Владимирова Д.В. в определенное время суток.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области Прозорова В.С. заявленные требования поддержала.
Заинтересованное лицо Владимиров Д.В. с установлением в отношении него административного надзора не согласился. Пояснил, что установление административного надзора нарушает его права и необоснованно ухудшает его положение.
Участвующий в деле прокурор Еронен С.М. полагал, что заявление основано на законе и поэтому подлежит удовлетворению.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Владимиров Д.В. просит отменить решение суда по мотиву его незаконности и необоснованности, указывает на ограничение своих конституционных прав принятым судом решением.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Шекснинского района Вологодской области Еронен С.М. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В то же время часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как следует из материалов дела, Владимиров Д.В. отбывал наказание по приговору ... от "ДАТА" за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного частью ... Уголовного кодекса Российской Федерации в виде реального лишения свободы. "ДАТА" вновь осужден за совершение тяжкого преступления к ... лишения свободы, в его действиях имеется опасный рецидив преступлений, что установлено приговором ... от "ДАТА".
"ДАТА" Владимиров Д.В. освобождён из ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области по отбытию срока наказания.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Учитывая положения статей 2, 4, 5 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также то, что Владимиров Д.В. был осужден за совершение тяжкого преступления, срок погашения судимости за которое, установленный подпунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет шесть лет после отбытия наказания, и на момент рассмотрения дела судимость Владимирова Д.В. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор Владимирову Д.В. сроком на 6 лет, определив ему административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в дни, установленные ОМВД, являться в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 часов вечера до 6 часов утра ежедневно, за исключением случаев, связанных с работой в ночное время.
При этом суд правомерно исходил из того, что Владимиров Д.В. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 3 названного Закона (опасный рецидив преступлений).
При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие Владимирова Д.В. данные.
Довод Владимирова Д.В. о том, что установлением административного надзора ухудшается его положение, является не состоятельным, поскольку установление административного надзора не ухудшает его положения, а устанавливает контроль за его поведением после отбытия наказания, по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены в полном объеме, нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Владимирова Д.В, - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: М.В.Соколова
Л.М.Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.