Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Жидковой О.В.,
при секретаре Коховой О.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Леонтьева В. В. на решение Сокольского районного суда от 20 ноября 2012 года, которым заявление начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области об установлении административного надзора в отношении Леонтьева В. В., "ДАТА" года рождения, уроженца ... , удовлетворено.
В отношении Леонтьева В. В. установлен административный надзор на срок погашения судимости, то есть до 29 декабря 2018 года, административные ограничения в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток, запрещения выезда за пределы ... области, запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснение представителя ФКУ ИК-4 Атрепьевой Е.Б., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором ... суда от "ДАТА" Леонтьев В.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту-УК Российской Федерации), ему назначено наказание на каждое преступление в виде ... лишения свободы. На основании части 3 статьи 69 УК Российской Федерации по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний Леонтьеву В.В. назначено наказание в виде ... лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии ... режима. К обстоятельствам, отягчающим наказание, судом отнесен особо опасный рецидив преступлений.
Приговором ... суда от "ДАТА" Леонтьев В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ... УК Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок ... На основании части 5 статьи 69 УК Российской Федерации по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний по данному приговору и по приговору ... суда от "ДАТА" Леонтьеву В.В. окончательно определено наказание в виде лишения свободы на срок ... с отбыванием наказания в исправительной колонии ... режима. К обстоятельствам, отягчающим наказание, судом отнесен рецидив преступлений.
Конец срока отбытия наказания Леонтьевым В.В. - 05 января 2013 года. В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 августа 2007 года N161-ДСП Леонтьев В.В. подлежит освобождению из места лишения свободы 29 декабря 2012 года.
24 октября 2012 года ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области обратилось в суд с заявлением об установлении в отношении Леонтьева В.В. административного надзора.
В обоснование требований указало, что Леонтьев В.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 с "ДАТА". За время пребывания в учреждении Леонтьев В.В. трудоустроен не был, участия в работах по трудоустройству не принимал, администрацией учреждения не поощрялся. Допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет действующие дисциплинарные взыскания. "ДАТА" за хранение запрещенного предмета Леонтьев В.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, с "ДАТА" переведен на строгие условия содержания. Мероприятия воспитательного характера посещает, реагирует слабо, с представителями администрации ведет себя корректно, принадлежит к группе осужденных отрицательной направленности, характеризуется отрицательно.
Учреждение просило установить в отношении Леонтьева В.В. административный надзор на срок погашения судимости до 29 декабря 2018 года и административные ограничения: обязательную явку четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства или пребывания, в ночное время суток, запрещение выезда за пределы ... области, запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Багрушин Е.Н. требования поддержал.
Заинтересованное лицо Леонтьев В.В. в судебном заседании с требованиями не согласился.
Помощник Сокольского межрайонного прокурора Барков А.Л. в судебном заседании полагал заявление подлежащим удовлетворению.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Леонтьев В.В. просит отменить решение суда по мотивам нарушения норм материального и процессуального права. Указал на нарушение его права на защиту, чрезмерную суровость решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области Бахмудов Р.М. просит оспариваемое решение оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснение представителя ФКУ ИК-4 Атрепьевой Е.Б., заключение прокурора Зязиной В.И., которые полагали решение суда оставить без изменения, не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64 - ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно статье 4 вышеназванного Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено, что Леонтьев В.В. освобожден из места лишения свободы по окончании срока 29 декабря 2012 года.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 УК Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что преступления, за совершение которых отбывал наказание Леонтьев В.В., в соответствии с действующим законодательством относятся к категории тяжких преступлений. Преступления были совершены Леонтьевым В.В. при особо опасном рецидиве преступлений.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, и учитывая положения части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", суд пришел к правильному выводу о необходимости установления административного надзора за Леонтьевым В.В. сроком на 6 лет с момента его освобождения, установив на этот период предусмотренные законом ограничения.
Доводы подателя жалобы относительно чрезмерной суровости оспариваемого решения судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку установленные судом первой инстанции административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", чрезмерными не являются. Они способствуют предупреждению совершения Леонтьевым В.В. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Доводы жалобы Леонтьева В.В. о том, что установление в отношении него административного надзора нарушает его конституционные права и ухудшает положение, так как является дополнительной мерой ограничения свободы и дополнительной мерой наказания, основаны на ошибочном толковании законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Соответствие норм данного закона Конституции Российской Федерации являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в рамках нормоконтроля, в связи с чем приняты определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О; от 24 сентября 2012 г. N 1739-О; от 24 сентября 2012 года N 1740-О; от 24 сентября 2012 г. N 1741-О; от 22 ноября 2012 г. N 2064-О.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Доводы Леонтьева В.В. относительно нарушения его права на защиту опровергаются сведениями, содержащимися в протоколе судебного заседания, из содержания которого следует, что Леонтьев В.В. от услуг защитника отказался.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований заявитель суду представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Леонтьева В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: Л.М. Слепухин
О.В. Жидкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.