Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 17 января 2013 г. по делу N 33-21/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - Турищева И.В., судей - Дуняшина О.О. и Рябкова А.А., при секретаре Сакияевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Т. в интересах бывшего военнослужащего войсковой части 00000 майора запаса Егорова Д.В. об оспаривании действий Министра обороны РФ, командующего войсками " ... " военного округа, а также командиров войсковых частей 00001 и 00000, связанных с его увольнением с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и исключением из списков личного состава части без обеспечения положенными видами довольствия, по апелляционной жалобе Егорова Д.В. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 8 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Дуняшина О.О., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выступление представителя командира войсковой части 00001 майора юстиции Мансурова Р.Э., заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры " ... " военного округа подполковника юстиции Дабижи В.А., полагавших необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Т. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что Егоров до 17 июля 2012 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 00000 в должности " ... ".
Приказом Министра обороны РФ от 28 июля 2012 года N "N" Егоров был досрочно уволен с военной службы в запас на основании подпункта "в" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением им условий контракта. Этим же приказом Министра обороны РФ Егоров с 17 июля 2012 года был исключён из списков личного состава части.
Вместе с тем заключением военно-врачебной комиссии от 15 февраля 2012 года его доверитель признан не годным к военной службе, в связи с чем подлежал увольнению с военной службы по состоянию здоровья, то есть на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Кроме того, при исключении из списков личного состава части Егоров не был обеспечен положенным денежным довольствием.
Полагая права Егорова нарушенными, представитель Т. просил суд:
действия командира войсковой части 00001, связанные с представлением Егорова к досрочному увольнению с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, Министра обороны РФ, связанные с досрочным увольнением Егорова с военной службы по указанному основанию, признать незаконными, и обязать Министра обороны РФ отменить приказ от 28 июля 2012 года N "N" в части, касающейся Егорова;
обязать командира войсковой части 00001 и командующего войсками " ... " округа представить Егорова к увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, а Министра обороны РФ - издать приказ о его увольнении с военной службы по названному основанию;
обязать Министра обороны РФ не исключать Егорова из списков личного состава части до обеспечения положенными видами довольствия и жилым помещением, в получении которого последний признан нуждающимся;
признать незаконными приказы командира войсковой части 00000 от 16 января 2012 года NN 6 и 11, и от 23 января 2012 года N 29 о привлечении Егорова к дисциплинарной ответственности;
взыскать с Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ") в пользу Егорова недополученное денежное довольствие за период с 18 июля по сентябрь 2012 года включительно, единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере двух окладов денежного содержания, компенсацию причинённого морального вреда в размере " ... " рублей, а также понесённые судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей и оплатой услуг представителя в размере " ... " рублей.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 8 ноября 2012 года в удовлетворении заявления Т. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель Егоров, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Егоров считает, что для его увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта необходимо было установить факт систематического невыполнения им взятых на себя при заключении контракта обязательств. Однако при увольнении у него имелось лишь одно неснятое дисциплинарное взыскание (назначенное приказом командира войсковой части 00001 от 24 ноября 2011 года N 546), соответственно по названному основанию он уволен незаконно. Что касается иных применённых к нему дисциплинарных взысканий, то они являются незаконными и подлежат отмене, поскольку назначены задним числом. При этом, как считает заявитель, его расписка об ознакомлении 5 мая 2012 года со служебной карточкой не может свидетельствовать о его ознакомлении с применёнными к нему вышеуказанными незаконными дисциплинарными взысканиями.
Автор жалобы указывает, что возможность его увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта у командования возникла после признания его не годным к военной службе, в связи с чем он подлежал увольнению по состоянию здоровья.
Егоров полагает, что суд первой инстанции необоснованно сослался на его рапорт, поданный в апреле 2012 года после представления его к увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, поскольку возникшая у командования обязанность уволить его с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе носила безусловный характер и не зависела от волеизъявления заинтересованных лиц.
Кроме того, автор жалобы утверждает, что судом не был исследован факт необеспечения его при исключении из списков личного состава части денежным довольствием.
Представителями Министра обороны РФ и командующего войсками " ... " военного округа П.С.В и П.Е.С. на апелляционную жалобу поданы возражения, в которых они, не соглашаясь с изложенными в ней доводами, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
Принимая решение о законности действий должностных лиц Министерства обороны РФ при увольнении Егорова с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, гарнизонный военный суд пришёл к выводу о том, что Егоров своё право на увольнение с военной службы по состоянию здоровья утратил, поскольку с соответствующим рапортом обратился лишь в апреле 2012 года, то есть после того, как было принято решение о его увольнении в связи с невыполнением условий контракта.
Между тем с данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 той же статьи Закона военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Анализ вышеприведённых норм Закона позволяет сделать вывод о том, что увольнение военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, в отличие от увольнения в связи с невыполнением им условий контракта, является не правом военного командования, а его обязанностью, которая возникает из факта признания военнослужащего не годным к военной службе по состоянию здоровья. При этом увольнение по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 1 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не зависит от желания и воли как военнослужащего, так и воинских должностных лиц, обладающих полномочиями на представление военнослужащего к увольнению с военной службы и на его увольнение.
Из направления на военно-врачебную комиссию от 12 января 2012 года N 4 и приказа командира войсковой части 00000 от 13 января 2012 года N 5 усматривается, что Егоров в связи с предстоящим увольнением с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта направлен в ФБУ " "N" ВКГ" Министерства обороны РФ для прохождения военно-врачебной комиссии для определения степени его годности к военной службе.
Из свидетельства о болезни от 15 февраля 2012 года N " ... ", выданного Егорову госпитальной военно-врачебной комиссией ФБУ " "N" ВКГ" Министерства обороны РФ, видно, что Егоров признан негодным к военной службе и ему определена соответствующая категория " ... ". Этим же заключением предписано предоставить Егорову освобождение от исполнения служебных обязанностей военной службы на срок до дня исключения из списков личного состава части.
Как следует из выписки из приказа Министра обороны РФ от 28 июля 2012 года N 1844, Егоров досрочно уволен с военной службы в запас на основании подпункта "в" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением им условий контракта и с 17 июля 2012 года исключён из списков личного состава части. При этом основанием для издания названного приказа послужило представление командующего войсками Восточного военного округа от 29 февраля 2012 года.
Таким образом, окружной военный суд приходит к выводу, что в силу вышеназванных положений ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Егоров подлежал безусловному увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе. При этом доводы представителей должностных лиц, действия которых оспариваются, о том, что решение об увольнении Егорова с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта было принято до признания его не годным к таковой, являются надуманными, поскольку, как указано выше, официальное решение - представление об увольнении Егорова с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта командующим войсками " ... " военного округа было принято 29 февраля 2012 года, то есть после фактического признания Егорова не годным к военной службе.
Вместе с тем суд считает необходимым отметить, что командиром войсковой части 00000, после направления по команде документов для увольнения Егорова в связи с невыполнением им условий контракта, 5 апреля 2012 года при рассмотрении рапорта заявителя с просьбой об увольнении с военной службы по состоянию здоровья, было принято решение о его увольнении по указанному основанию (л.д. 15).
При таких обстоятельствах суд признает незаконными решение Министра обороны РФ о досрочном увольнении заявителя с военной службы и исключении его из списков личного состава части, изложенное в его приказе от 28 июля 2012 года N "N".
Кроме того, как видно из материалов дела (л.д. 50-54, 79-81), Егоров, в нарушении действующего законодательства в полном объеме денежным довольствием на момент исключения из списков личного состава в июле 2012 года обеспечен не был.
Поскольку значимые для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся доказательств, однако судом допущена ошибка в применении норм материального права, окружной военный суд полагает необходимым решение в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене приказа Министра обороны РФ об увольнении Егорова с военной службы и исключении его из списков личного состава части отменить и принять в данной части новое решение об удовлетворении заявления.
Что касается требований заявителя о возложении на Министра обороны РФ обязанности не исключать его из списков личного состава части до обеспечения положенными видами довольствия и жилым помещением, то они, в силу требований статьи 2 и части 1 статьи 3 ГПК РФ, не могут являться предметом судебного разбирательства, поскольку затрагивают ещё не наступившие правоотношения.
Вместе с тем, давая оценку выводам суда первой инстанции относительно законности действий командиров войсковых частей 00001 и 00000, связанных с привлечением Егорова к дисциплинарной ответственности, которые заявитель просит признать незаконными, суд апелляционной инстанции находит эти выводы суда законными, достаточно мотивированными и основанными на материалах дела, которые в свою очередь достоверно свидетельствуют о пропуске заявителем срока для обжалования вышеуказанных действий воинских должностных лиц в суд.
Разрешая требование Егорова о взыскании в его пользу компенсации причинённого морального вреда в результате необоснованного увольнения, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причинённые им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объёме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего.
Следовательно, доказыванию в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
В судебном заседании достоверно установлено, что неправомерные действия Министра обороны РФ, связанные с увольнением Егорова с военной службы, привели к длительному нарушению прав заявителя на труд, а также на пользование другими льготами и компенсациями, установленными законодательством о статусе военнослужащих. По вине воинских должностных лиц он вынужден был после увольнения добиваться восстановления своих бесспорных прав.
Таким образом, в отношении заявителя допущены грубые нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок увольнения военнослужащих с военной службы, сопряжённые с очевидным нарушением его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах такие незаконные действия сами по себе свидетельствуют о причинении Егорову значительных нравственных страданий.
Обсуждая вопрос о размере компенсации морального вреда, окружной военный суд учитывает конкретные обстоятельства дела, степень вины должностного лица, иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также требования разумности и справедливости и считает необходимым требование Егорова о компенсации причинённого ему морального вреда удовлетворить частично, взыскав в его пользу с Министерства обороны РФ " ... " рублей.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришёл к выводам о необходимости удовлетворения требований Егорова, то на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесённые заявителем судебные расходы в сумме 300 рублей, слагающиеся из уплаченной государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы в суд, подлежат взысканию с Министерства обороны РФ в пользу заявителя в полном размере.
Разрешая требование Егорова о взыскании понесённых им по делу расходов в сумме " ... " рублей за оказание ему юридических услуг его представителем Т., то оно, по мнению суда на основании статей 94 и 100 ГПК РФ подлежит удовлетворению, но частично и в разумных пределах, с учётом средней степени сложности дела и количества времени, потребовавшегося представителю Т. для участия в судах первой (включая составления заявления и жалобы) и апелляционной инстанций, на сумму " ... " рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 2 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 8 ноября 2012 года по заявлению Егорова Д.В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с досрочным увольнением заявителя с военной службы и исключением из списка личного состава войсковой части 00000, отменить.
Принять новое решение.
Заявление представителя Т. в интересах Егорова Д.В. удовлетворить частично.
Действия Министра обороны РФ, связанные с изданием приказа от 28 июля 2012 года N "N" об увольнении Егорова Д.В. с военной службы в запас на основании подпункта "в" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением им условий контракта и об исключении его же из списков личного состава части признать незаконными.
Обязать Министра обороны РФ отменить приказ от 28 июля 2012 года N "N" в части, касающейся Егорова Д.В., и восстановить его на военной службе в прежней (а с его согласия-равной или не ниже) должности и обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Егорова Д.В. компенсацию причинённого ему морального вреда в сумме " ... " рублей.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Егорова Д.В. понесённые им судебные расходы в сумме " ... " рублей.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.