Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.,
судей Кулигина Д.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре Козиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 февраля 2013 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Опаленик А. П. к Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании решения незаконным и понуждении признать нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания (по договору социального найма) по апелляционной жалобе Опаленик А. П. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Е.Л. Унтевской, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Опаленик А.П. обратилась в суд с иском к ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России") о признании решения незаконным и понуждении признать нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания.
В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу по контракту в должности "данные изъяты", ее выслуга в МВД и МЧС России составляет в календарном исчислении более 16 лет. По месту службы она обеспечена служебным жилым помещением по "адрес", которое будет обязана освободить после окончания службы. Она и члены ее семьи другого жилого помещения для постоянного проживания по договору социального найма или на праве собственности не имеют. ДД.ММ.ГГГГ в связи с предстоящим увольнением она обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила признать ее нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания (по договору социального найма). Однако согласно копии выписки из протокола заседания жилищной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано со ссылкой на п. 14 приказа МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ. С принятым решением она не согласна, поскольку ответчиком неправильно трактуется указанный пункт приведенного приказа МЧС России. Кроме того, приказ вступил в силу после принятия указанного выше решения.
Просила суд признать незаконным решение комиссии Дальневосточного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N) в части отказа ей в постановке на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания (по договору социального найма) на состав семьи 3 человека; обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Дальневосточный филиал принять ее на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания (по договору социального найма) на состав семьи 3 человека.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 октября 2012 года в удовлетворении исковых требований Опаленик А.П. отказано.
В апелляционной жалобе Опаленик А.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что она имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в получении жилья по месту службы как сотрудник ФПС. Обязанность по ведению соответствующего учета возложена на ответчика. Кроме того, суд рассмотрел иск по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, однако об этом она не извещена, что лишило ее права ходатайствовать о передаче дела для рассмотрения по существу в суд по месту ее жительства, то есть в Петропавловск-Камчатский городской суд.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При рассмотрении дела судом установлено, что Опаленик А.П., проходящая службу в Государственной противопожарной службе МВД РФ и МЧС России по Камчатскому краю, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Дальневосточный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания.
На заседании комиссии Дальневосточного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания. В качестве основания для принятия данного решения указано, что после ДД.ММ.ГГГГ уполномоченные территориальные органы вправе ставить сотрудников МЧС России на учет нуждающихся в получении жилых помещений и нуждающихся в улучшении жилищных условий исключительно на условиях найма служебного жилого помещения.
Судом установлено, и данное обстоятельство не оспаривалось истицей, что до ДД.ММ.ГГГГ Опаленик А.П. с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту службы не обращалась.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
В силу ч. ч. 2, 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Таким образом, из смысла положений статьи 52 Жилищного кодекса РФ следует, что органом местного самоуправления ведется учет не только малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, но и иных категорий граждан.
Иного порядка постановки на учет для сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, федеральным законодательством не предусмотрено.
Правила учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений и по договорам социального найма, а также предоставления им указанных жилых помещений устанавливаются Порядком учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденным приказом МЧС России от 12.01.2012 N 5.
В соответствии с указанным порядком к полномочиям территориального подразделения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" относится: учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях (п.3); учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений до 1 марта 2005 года (п. 14).
Полномочиями же по постановке на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, после 1 марта 2005 года территориальное подразделение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не обладает, поскольку такие полномочия на него не возложены ни Жилищным кодексом РФ либо иными федеральными нормативными актами, ни локальными нормативными актами в системе МЧС России.
Учитывая, что Опаленик А.П. обратилась с заявлением о принятии ее на учет сотрудников, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, ДД.ММ.ГГГГ, то есть после 1 марта 2005 года; до этого с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете сотрудников ФПС, нуждающихся в получении служебного жилого помещения, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма, по месту службы не имеется, в связи с чем обжалуемое решение вынесено в соответствии с законом.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, верно применен к правоотношениям сторон материальный закон, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно; обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Доводы апелляционной жалобы Опаленик А.П. о том, что она имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в получении жилья по договору социального найма по месту службы как сотрудник ФПС, повторяет ее позицию, выраженную ею в суде первой инстанции и являются результатом неправильного толкования положений жилищного законодательства, в частности ст. 52 Жилищного кодекса РФ.
Тот факт, что в обжалуемом Опаленик А.П. решении жилищной комиссии имеется ссылка на нормативный акт (приказ МЧС России), который на тот момент еще не вступил в силу, не является безусловным основанием для его отмены, поскольку данное решение соответствует требованиям иных федеральных нормативных правовых актов в области жилищного законодательства, приведенных выше.
Указание в жалобе на то, что Опаленик А.П. не была извещена судом о рассмотрении ее иска по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, что лишило ее права ходатайствовать о передаче дела для рассмотрения по существу в суд по месту ее жительства, то есть в Петропавловск-Камчатский городской суд, не является основанием для отмены решения суда.
При обращении в суд Опаленик А.П. должна была знать, что заявленное ею требование об оспаривании решения жилищной комиссии подлежит рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем она была вправе обращаться в суд с таким заявлением по месту своего жительства или по месту нахождения ответчика. Поскольку Опаленик А.П., исходя из своего выбора, обратилась в суд по месту нахождения органа государственной власти (в г. Хабаровске), то нарушений процессуальных норм о подсудности данного дела судом не допущено. Ходатайств о передаче дела на рассмотрение суда по месту ее жительства, то есть в Петропавловск-Камчатский городской суд, Опаленик А.П. не заявлялось.
При таком положении судебная коллегия считает, что решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 октября 2012 года по гражданскому делу по иску Опаленик А. П. к Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании решения незаконным и понуждении признать нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания (по договору социального найма) оставить без изменения, апелляционную жалобу Опаленик А. П. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Л. Унтевская
Судьи: Д.В. Кулигин
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.