Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Е.Л. Унтевской
судей Д.В. Кулигина, С.В.Кустовой
с участием прокурора О.В. Равкина
при секретаре Е.В. Козиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Хабаровского края, выразившегося в неосуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Хабаровского края, по апелляционному представлению прокурора Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, объяснения прокурора О.В. Равкина, представителей Правительства Хабаровского края О.Б. Сутурина, Т.И. Знаменской, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Хабаровского края, выразившегося в неосуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Хабаровского края.
Обосновывая заявленные требования указал, что согласно п.16, 16.1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся установление порядка осуществления государственного жилищного надзора, координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор. В силу ч.1 ст. 13 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 20 ЖК РФ). Вместе с тем, такие требования до настоящего времени Правительством Российской Федерации не установлены. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994г. N1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" создан орган, компетентный контролировать соблюдение установленных жилищных правоотношений и иных, связанных с этим требований законодательства. В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2005г. N 8-пр "Об утверждении положения о государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края" органом, осуществляющим контрольные полномочия в сфере жилищных правоотношений в крае, является государственная жилищная инспекция Правительства края, которая до настоящего времени не наделена полномочиями по реализации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора. Вследствие этого на территории Хабаровского края до настоящего времени региональный государственный жилищный надзор не осуществляется. Отсутствие в Хабаровском крае государственного жилищного надзора отрицательно сказывается на защите законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Правительства Хабаровского края, выразившиеся в неосуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Хабаровского края и обязать устранить выявленные нарушения.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 ноября 2012 года в удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его необоснованность. Указывает, что частью 1 статьи 20 ЖК РФ определен предмет регионального государственного жилищного надзора. При этом, ст. 21 Федерального закона от 25.06.2012 N93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указанная статья изложена в новой редакции. Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края начинает осуществление деятельности с 01.01.2013, до этого времени Правительством края региональный государственный жилищный надзор не осуществлялся.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы, представитель Правительства Хабаровского края Заливин С.В. полагал решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "к" ч.1 ст. 72), части 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 5 ЖК РФ Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Частью 6 статьи 5 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, других федеральных законов.
Статьями 12, 13 и 14 ЖК РФ, являющимися специальными нормами, разграничены и установлены, соответственно, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, полномочия органов государственной власти субъекта Россий2ской Федерации и полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Федеральными законами от 04.06.2011 N123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 18.07.2011 N242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и от 25.06.2012 N93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внесены изменения и дополнения в вышеуказанные статьи ЖК РФ.
Пунктом 16.1 статьи 12 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление порядка осуществления государственного жилищного надзора.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора (пункт 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса РФ).
В части 1 статьи 20 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25.06.2012г. N93-ФЗ) указано, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателя и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателя и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
Учитывая вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что порядок осуществления государственного жилищного надзора устанавливается органами государственной власти Российской Федерации.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации, на которое также возложена функция по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется региональный государственный жилищный надзор.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Правительство Хабаровского края постоянно взаимодействует с федеральными органами власти по вопросу принятия нормативного правового акта о порядке осуществления государственного жилищного надзора, в связи с чем, пришел к верному выводу о том, что оспариваемое прокурором бездействие со стороны Правительства Хабаровского края отсутствует.
Поскольку в настоящее время уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений не принято нормативного правового акта об установлении порядка осуществления государственного жилищного надзора, а также Правительством Российской Федерации не установлены требования к организации и проведению государственного жилищного надзора, суд пришел к правильному выводу об отсутствий оснований для удовлетворения требований прокурора.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу положений статьи 11 Гражданского кодекса РФ и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ обращаясь в суд, заявитель должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.
В данном случае прокурору следовало указать, какие конкретно права и свободы лиц, в защиту которых он обращается, нарушены. Прокурором в обоснование заявленных требований указано, что нарушаются права неопределенного круга лиц, однако какие-либо доказательства, подтверждающие данные обстоятельства в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурором не представлены.
Доводы апелляционного представления не содержат фактов, которые влияют на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, решение суда мотивировано, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 ноября 2012 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Хабаровского края, выразившегося в неосуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Хабаровского края оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Л. Унтевская
Судьи: Д.В. Кулигин
С.В. Кустова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.