Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего: Гвоздева М.В.,
судей: Жельнио Е.С., Шиловой О.М.,
при секретаре: Кусенко А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов 2, 2.1, 2.1 постановления главы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края N 192 от 13.04.2012 г. "Об утверждении методических рекомендаций по реализации адресной программы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" "О проведении капитального ремонта многоквартирных домов в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын" в 2012 году" по апелляционной жалобе заинтересованного лица администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края на решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 06 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителя городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Ломашук Е.К., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, прокурора Тягунина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верхнебуреинского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ о признании недействующими пунктов 2, 2.1, 2.1 постановления главы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 13.04.2012 г. N 192 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации адресной программы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" "О проведении капитального ремонта многоквартирных домов в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын" в 2012 году" (далее по тексту - Постановление).
В обоснование заявленных требований указал, что пункты: 2, 2.1, 2.1 Постановления, опубликованного 02.05.2012 г., не соответствуют положениям ст. ст. 7, 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку обязывают руководителей организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, в том числе, не находящихся в муниципальной собственности, руководствоваться данным Постановлением, создавать комиссию по приемке выполненных работ и вводу в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом многоквартирных домов.
Полагает, что данным нормативным правовым актом нарушены права неопределенного круга лиц на свободу деятельности, на управление организаций, а также собственников помещений в многоквартирных домах.
Представитель заинтересованного лица администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по доверенности Ломашук Е.К. возражала против заявленных требований, указывая, что Постановление было издано в пределах компетенции главы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и по характеру не является нормативным правовым актом.
Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 06 ноября 2012 года заявление прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края удовлетворено, пункты 2, 2.1, 2.1 постановления главы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района от 13.04.2012 г. N 192 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации адресной программы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" "О проведении капитального ремонта многоквартирных домов в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын" в 2012 году" признаны недействующими.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо администрация городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края просит решение от 06 ноября 2012 года отменить как незаконное, необоснованное, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора. Указывает на нарушение норм материального и процессуального права.
Помощником прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края Муратовой О.В. на указанную апелляционную жалобу поданы возражения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Ломашук Е.К., прокурора Тягунина А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и доводы возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 4 статьи 7 названного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
По смыслу ч. ч. 3-6 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, относятся к муниципальным правовым актам.
К вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля (ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 4, частью 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ в полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования входит издание правовых актов в пределах своих полномочий.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Главой городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в целях реализации ст. 22 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", для осуществления контроля за эффективностью использования средств долевого финансирования на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын" в 2012 году было издано постановление N 192 от 13.04.2012 г., опубликованное в Вестнике нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края 02.05.2012 г..
Указанным Постановлением утверждены методические рекомендации по реализации адресной программы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" "О проведении капитального ремонта многоквартирных домов в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын" в 2012 году", изложенные в Приложении к нему.
В пунктах 2, 2.1, 2.1 этого же Постановления указано, что руководители организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами при осуществлении приемки выполненных работ и ввода в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом многоквартирных домов, включенных в Программу, должны руководствоваться настоящим постановлением. Создать комиссию по приемке выполненных работ и вводу в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом многоквартирных домов с участием уполномоченных представителей собственников помещений в многоквартирных домах, администрации городского поселения и Совета депутатов.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, и признавая пункты 2, 2.1, 2.1 Постановления недействующими, суд исходил из того, что данное Постановление является нормативным правовым актом, затрагивающим права и свободы граждан, положения указанных пунктов противоречат действующему законодательству, поскольку глава городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края был не вправе возлагать обязанности на руководителей организаций, не находящихся в муниципальной собственности, осуществляющих управление многоквартирными домами, что привело к нарушению прав неопределенного круга лиц на свободу деятельности.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
По смыслу положений главы 24 ГПК РФ предметом оспаривания в судебном порядке могут быть только действующие нормативные правовые акты, влекущие нарушение гражданских прав и свобод.
Исходя из разъяснений п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно 10 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 г. N 17-П указано, что акт имеет нормативный правовой характер, если: содержит официальные предписания, обязательные для исполнения; является актом общего действия, адресованным персонально неопределенному кругу лиц; рассчитан на многократное применение; содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила.
Таким образом, под муниципальным нормативным правовым актом следует понимать документально оформленный, обязательный для исполнения на территории муниципального образования, изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений, направленных на решение вопросов местного значения или вопросов осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В данном случае оспариваемые положения пунктов 2, 2.1, 2.1 вышеуказанного Постановления не могут оцениваться в отрыве от Приложения к нему, по существу содержат методические рекомендации для методического обеспечения деятельности товариществ собственников жилья, осуществляющих управление многоквартирными домами, управляющих организаций, принимающих участие в реализации муниципальной адресной программы "О проведении капитального ремонта многоквартирных домов в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын" в 2012 году, Постановление с Приложением не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый правовой акт не является нормативным, пункты 2, 2.1, 2.1 оспариваемого постановления N 192 от 13.04.2012 г. приняты с соблюдением действующего законодательства, приведенного выше, не противоречат положениям Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона РФ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", и не нарушают прав неопределенного круга лиц, решение суда подлежит отмене, как незаконное и необоснованное, а заявление прокурора оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 06 ноября 2012 года отменить.
В удовлетворении заявления прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов 2, 2.1, 2.1 постановления главы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края N 192 от 13.04.2012 г. "Об утверждении методических рекомендаций по реализации адресной программы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" "О проведении капитального ремонта многоквартирных домов в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын" в 2012 году", отказать.
Председательствующего: М.В. Гвоздев
Судьи: Е.С. Жельнио
О.М. Шилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.