Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.
судей Дорожко С.И., Пестовой Н.В.
при секретаре Горюновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Чупровой Н. К. на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 25 октября 2012 года по иску Чупровой Н. К., действующей в интересах ФИО1, ФИО2, к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо", государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в районе имени Лазо Хабаровского края о признании права на доплату к пенсии, взыскании недоплаченной пенсии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения представителя ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в районе имени Лазо Хабаровского края Трофимовой Е.В., представителя КГКУ "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо" Голушко А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чупрова Н.К., действуя в интересах ФИО1 и ФИО2 обратилась с иском к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо" о признании права на региональную доплату к пенсии по потере кормильца, взыскании доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", компенсации морального вреда в размере "данные изъяты". В обоснование требований указала, что ее внуки ФИО1 и ФИО2., приемным родителем которых она является, получают пенсии по потере кормильца в размере "данные изъяты". Поскольку размер пенсий ниже величины прожиточного минимума в Хабаровском крае, полагает, что ответчик должен назначить детям региональную доплату к пенсии до величины прожиточного минимума. За период с момента назначения пенсий внукам размер доплаты составил "данные изъяты", которые она просит взыскать. Кроме того, неправомерными действиями ответчика по отказу в назначении положенной несовершеннолетним детям доплаты к пенсии причинен моральный вред.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменены, представитель истца просил обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в районе имени Лазо Хабаровского края назначить детям федеральную доплату к пенсии по потере кормильца, взыскать за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доплату в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда в размере двукратной величины задолженности по выплате федеральной доплаты к пенсии по потере кормильца, указывая, что, согласно п.2 ст.1089 Гражданского кодекса РФ, при определении размера возмещения пенсии, назначенные лицам в связи со смертью кормильца, а равно и другие виды пенсий, назначенные как до, так и после смерти кормильца, а также заработок (доход) и стипендия, в счет возмещения вреда не засчитываются.
Представители ответчиков КГКУ "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо" и ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в районе имени Лазо Хабаровского края исковые требования не признали, пояснив, что оснований для назначения ФИО1 и ФИО2 региональной и федеральной доплат к пенсиям по потере кормильца не имеется в связи с превышением прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (Хабаровском крае) над прожиточным минимумом в Российской Федерации, а также в связи с превышением материального обеспечения несовершеннолетних, получающих пенсию по потере кормильца и ежемесячное пособие на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, над размером прожиточного минимума в Хабаровском крае.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 25 октября 2012 года в удовлетворении исковых требований Чупровой Н.К. отказано.
В апелляционной жалобе Чупрова Н.К. просит решение суда отменить, указывая на то, что ею предъявлено требование о назначении внукам федеральной доплаты к пенсии по потере кормильца, при этом судом необоснованно не применены к спорным правоотношениям положения ст.ст.1086, 1088, 1089 Гражданского кодекса РФ, регулирующие возмещение вреда в случае потери кормильца. Полагает, что потеря кормильца и в связи с этим утрата детьми возможности получать содержание от родителей и есть вред, который подлежит взысканию на основании ст.ст.1088 и 1089 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, суд отказал в назначении региональной доплаты к пенсии, поскольку сослался на нормы права, регулирующие выплату региональной доплаты к пенсии.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в районе имени Лазо Хабаровского края просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ, являются:
1). неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2). недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3). несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4). нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО2 оставшиеся без попечения родителей, на основании договоров от ДД.ММ.ГГГГ переданы в приемную семью Чупровой Н.К.
Пенсия по потере кормильца назначена несовершеннолетним с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" каждому.
Из сообщения министерства образования и науки Хабаровского края от 04 сентября 2012 года N на имя заместителя директора КГКУ "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо" следует, что на содержание несовершеннолетних ФИО1. и ФИО2 министерством образования и науки Хабаровского края выплачиваются денежные средства в размере "данные изъяты" ежемесячно в период с ДД.ММ.ГГГГ1 года по ДД.ММ.ГГГГ, в размере "данные изъяты" в период с ДД.ММ.ГГГГ до дня направления сообщения.
В соответствии со ст.12.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в том случае, когда величина прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, в котором проживает пенсионер, не превышает величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Анализ положений Законов Хабаровского края, устанавливающих величину прожиточного минимума в Хабаровском крае в 2011 и 2012 года, и Постановлений Правительства РФ, устанавливающих величину прожиточного минимума в Российской Федерации, показывает, что величина прожиточного минимума в Хабаровском крае превышает величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для назначения несовершеннолетним Чупровым Л.Ю. и В.Ю. федеральной социальной доплаты к пенсии по потере кормильца.
В соответствии с ч.5 ФЗ "О государственной социальной помощи" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Частью 2 указанного выше законы определено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации");
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
В соответствии с п.1.5 Порядка установления региональной социальной доплаты к пенсии, пересмотра ее размера и выплаты, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 23 ноября 2009 года N 352-пр, подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера осуществляется за календарный месяц, в котором устанавливается региональная социальная доплата к пенсии. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы: пенсий, ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в том числе в приемных семьях.
Согласно Закону Хабаровского края "О величине прожиточного минимума пенсионера в Хабаровском крае на 2011 год в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии", в 2011 году величина прожиточного минимума для указанных целей установлена в размере 6946 рублей. Законом Хабаровского края "О величине прожиточного минимума пенсионера в Хабаровском крае на 2012 год в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии" в 2012 году установлена величина прожиточного минимума в размере 7326 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что сумма материального обеспечения несовершеннолетних в 2011 году составляла 10084 рубля 27 копеек (пенсия по потере кормильца в размере 3814 рублей 25 копеек и ежемесячное пособие на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 6270 рублей), что превышает размер прожиточного минимума в Хабаровском крае. Также установлено, что в 2012 году сумма материального обеспечения несовершеннолетних составила 13004 рубля 69 копеек (пенсия по потере кормильца в размере 4352 рубля 05 копеек, ежемесячное пособие на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 8652 рубля 64 копейки), что превышает размер прожиточного минимума в Хабаровском крае.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для назначения несовершеннолетним ФИО1 и ФИО2 региональной социальной доплаты к пенсии по потере кормильца.
Истец, полагая, что при расчете федеральной доплаты к пенсии не следует учитывать пенсии, заработок, стипендии, ссылается на п.2 ст.1089 Гражданского кодекса РФ, которым определено, что при определении размера возмещения вреда пенсии, назначенные лицам в связи со смертью кормильца, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после смерти кормильца, а также заработок (доход) и стипендия, получаемые этими лицами, в счет возмещения им вреда не засчитываются.
Доводы истца являются несостоятельными в связи с неверным толкованием норм материального права, подлежащих, по его мнению, применению к спорным правоотношениям.
Утверждение истца о том, что несовершеннолетним причинен вред вследствие потери кормильца, не соответствует обстоятельствам дела.
Обязательства из причинения вреда регулируются главой 59 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со ст.1064 п.1 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Из приведенной нормы следует, что необходимым условием возникновения обязательств из причинения вреда является наличие самого вреда, вина лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и причинная связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Как установлено судом, вред личности или имуществу несовершеннолетних не причинен, в связи с чем обязательства вследствие причинения вреда не возникли, а следовательно, не подлежат применению нормы главы 59 Гражданского кодекса РФ. Отношения, имеющие место между сторонами, регулируются нормами пенсионного законодательства, о чем верно указал суд первой инстанции в решении.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции, и оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, по существу они направлены на иную оценку доказательств, что не может являться основанием к отмене состоявшегося решения.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло свое отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующими спорные правоотношения, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 25 октября 2012 года по иску Чупровой Н. К., действующей в интересах ФИО1, ФИО2, к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо", государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в районе имени Лазо Хабаровского края о признании права на доплату к пенсии, взыскании недоплаченной пенсии, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А.Разуваева
Судьи С.И.Дорожко
Н.В.Пестова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.