Решение Ярославского областного суда от 22 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Кругловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области на решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 10 января 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя управляющего ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Архипова А.А.,
УСТАНОВИЛ:
21 ноября 2012 года в отношении заместителя управляющего ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Архипова А.А. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (УФАС по Ярославской области) вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 3 000 рублей. Архипов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Правонарушение выразилось в следующем:
28 апреля 2012 года Архиповым А.А., как исполняющим обязанности управляющего ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, утверждена аукционная документация на проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку подгузников детских для обеспечения инвалидов в 2012 году. В разделе 3 "Техническое задание" аукционной документации заказчиком установлено требование об обязательном наличии регистрационного удостоверения на подгузники. Форма N 2 раздела 5 "Техническое предложение" аукционной документации предлагает участникам размещения заказа указать номера и сроки действия регистрационных удостоверений на технические средства реабилитации.
Между тем, требование о предоставлении регистрационных удостоверений на данный вид продукции не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формирования таможенного союза от 6 октября 2007 года (ратифицирован Федеральным законом N 187-ФЗ от 27 октября 2008 года) сформирован таможенный союз, в состав которого вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.
В рамках указанного договора подписано Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года (решение N 28) с изменениями от 21 мая 2010 года (решение N 39), которое вступило в силу 1 июля 2010 года Данное соглашение ратифицировано Российской Федерацией (Федеральный Закон N 100-ФЗ от 19 мая 2010 года).
Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 (пункт 1) утверждены:
Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее - Единый перечень);
- Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);
- Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (далее - Положение).
Согласно пункту 6 Решения Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 пункты 1, 2 и 3 настоящего Решения вступают в силу с 1 июля 2010 года.
Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (пункт 10 раздела 2 группа 56) устанавливает в качестве товара, подлежащего государственной регистрации, предметы личной гигиены для детей и взрослых, предметы детского обихода до трех лет, предметы по гигиеническому уходу за ребенком, одежду для детей (первый слой), в том числе подгузники.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития и Роспотребнадзора от 20 июля 2010 года N 290 в целях оптимизации деятельности по государственной регистрации продукции (подконтрольных товаров), ввозимых на территорию таможенного союза или изготавливаемых на территории таможенного союза, территориальным органам Роспотребнадзора поручено осуществлять государственную регистрацию предметов личной гигиены для детей и взрослых; предметов детского обихода до трех лет: посуды и изделий, используемых для питания детей, предметов по гигиеническому уходу за ребенком; одежды для детей (первый слой).
Исходя из пункта 3 Решения Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 уполномоченные органы РФ с 1 июля 2010 года должны осуществлять выдачу свидетельств о государственной регистрации в соответствии с Приложением N 3 к настоящему Решению.
Таким образом, для подтверждения соответствия поставляемой продукции требованиям установленных норм участник размещения заказа обязан представить свидетельство о государственной регистрации в соответствии с приведенными положениями Соглашения. Требование о предоставлении регистрационных удостоверений не соответствует закону.
При утверждении данной аукционной документации Архипов А.А. нарушил п.5 ч.4 ст.41.6 и ч.1 ст.41.6 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Исходя из аукционной документации, не соответствующей требованиям Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", аукционная комиссия признала не соответствующей данной документации заявку ООО "данные изъяты". В составе заявки данного участника размещения заказа имелось свидетельство о государственной регистрации поставляемых товаров, но отсутствовало регистрационного удостоверение на данную продукцию.
Постановление заместителя руководителя УФАС по Ярославской области обжаловано Архиповым А.А. в суд.
10 января 2013 года судьей Ленинского районного суда г. Ярославля по жалобе Архипова А.А. вынесено решение об отмене постановления заместителя руководителя УФАС по Ярославской области от 21 ноября 2012 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Архипова А.А. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
При вынесении решения судья исходил из того, что предметом государственного контракта, право на заключение которого явилось предметом аукциона, являлась поставка подгузников детских для детей-инвалидов как средство реабилитации указанных лиц. Исходя из указанного обстоятельства, на основании анализа Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного приказом Минздравсоцразивтия РФ от 30 октября 2006 года N 735, судья пришел к выводу, что в данном случае размещения заказа на поставку товаров государственный заказчик вправе был требовать представления участниками размещения заказа регистрационного удостоверения на поставляемую продукцию в составе заявки на участие в аукционе, помимо свидетельства о государственной регистрации, выдаваемой в соответствии с Решением таможенного союза, на которое ссылается в постановлении должностное лицо УФАС по Ярославской области.
На решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 10 января 2013 года в Ярославский областной суд принесена жалоба заместителем руководителя УФАС по Ярославской области как должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении. В жалобе указывается на неполноту принятого судьей решения по делу об административном правонарушении: судья не дал оценки возможности применения при рассмотрении данного дела Решения Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года, подлежащего, по мнению административного органа применению в данном деле. Судья не дал оценки тому обстоятельству, что со вступлением в действие указанного Решения органы Росздравнадзора не выдают регистрационных удостоверений на такие изделия как подгузники. Таким образом, регистрационные удостоверения на данные изделия могли быть представлены только теми участниками размещения заказа, которые получили их ранее вступления в действие Решения. Следовательно, количество участников размещения заказа было государственным заказчиком ограничено.
В судебном заседании представитель УФАС по Ярославской области Крюкова Т.В. жалобу поддержала.
Защитник Архипова А.А. по доверенности Томашова А.В. против удовлетворения жалобы возражала.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Объективная сторона состава данного административного правонарушения заключается в утверждении конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством РФ о размещении заказов.
В соответствии с п.5 ч.4 ст.41.6 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта:
перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
Исходя из характера совершенного Архиповым А.А. деяния, для квалификации его действий как административного правонарушения, необходимо определить материальный закон, который содержит указания на документы, подтверждающие соответствие такого товара как подгузники детские требованиям законодательства РФ.
Судья, приходя к выводу о том, что соответствие данного товара требованиям законодательства РФ подтверждается регистрационным удостоверением, выдаваемым органами Росздравнадзора, исходил из того, что подгузники детские являются медицинским изделием, а именно техническим средством реабилитации инвалидов.
При этом, в нарушение ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ выводы судьи в данной части не мотивированы, не содержат ссылки ни на доказательства, которые дали основание судье прийти к данному выводу, ни на нормы материального закона, который содержит квалификацию данной продукции как изделия медицинского назначения.
Судья сделал вывод о том, что подгузники детские являются в данном случае размещения заказа на поставку товара для государственных нужд, медицинским изделием исходя из цели размещения заказа - для реабилитации инвалидов.
Между тем, документация об аукционе, в том числе проект государственного контракта, которые могли бы содержать данные сведения, судьей не исследовался. На основании каких доказательств судьей установлена данная цель размещения заказа, в решении судья не указал.
При этом необходимо принимать во внимание, что в соответствии с положениями Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указанной категории граждан гарантировано предоставление мер социальной защиты не только в целях их реабилитации, но и в целях обеспечения их жизнедеятельности.
Кроме того, в статье 11.1 указанного Федерального Закона приведены технические средства реабилитации, к которым отнесены не только медицинские изделия.
Квалифицируя подгузники детские, как изделие медицинского назначения, судья не привел нормативного понятия "изделия медицинского назначения", тогда как такое понятие содержится в тех нормативных актах, которые подлежали применению в данном деле.
В соответствии со ст. 38 Федерального Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В государственный реестр медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения:
1) наименование медицинского изделия;
2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения;
3) назначение медицинского изделия, установленное производителем;
4) вид медицинского изделия;
5) класс потенциального риска применения медицинского изделия;
6) код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия;
7) наименование и место нахождения организации - заявителя медицинского изделия;
8) наименование и место нахождения организации - производителя медицинского изделия или организации - изготовителя медицинского изделия;
9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях.
Судья, приходя к выводу о том, что подгузники детские являются медицинским изделием, не соотнес данную продукцию с указанным понятием медицинского изделия, не принял во внимание отнесение данной продукции, согласно Общероссийскому классификатору продукции к изделиям целлюлозно-бумажной продукции, а не к продукции медицинского назначения.
При таких обстоятельствах, постановленное судьей решение нельзя признать соответствующим требованиям ст.ст. 26.1, 29.10, 30.7 КоАП РФ, так как обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в решении изложены не полно, выводы судьи не мотивированы ссылкой на собранные по делу доказательства и нормы материального закона, подлежащего применению в данном деле.
По изложенным основаниям, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, судей допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ данное дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 10 января 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя управляющего ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Архипова А.А. отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя управляющего ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Архипова А.А. возвратить на новое рассмотрение судье Ленинского районного суда г. Ярославля.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.