Апелляционное определение Московского городского суда от 14 февраля 2013 г. N 11-5140/13
Судья: Ершов В.В.
гр. дело N11-5140
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2013 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Шаповалова Д.В., Пильгановой В.М.
при секретаре Лаврушкиной Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В., гражданское дело по апелляционной жалобе войсковой части N31600 на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 августа 2012 года, которым постановлено:
"Признать за Ананьевым П.П. право на социальную поддержку и льготы в соответствии с подпунктом "а" п .1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N2123-1.
Возложить обязанность на в/ч 31600 выдать Ананьеву П.П. удостоверение "Участник действий подразделений особого риска",
УСТАНОВИЛА:
Ананьев П.П. обратился в суд с иском к в/ч 31600 о признании права на социальную поддержку и льготы в соответствии с подпунктом "а" п .1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N2123-1, возложении на ответчика обязанности по документированию его удостоверением "Участник действий подразделений особого риска". Свои требования истец мотивировал тем, что в период с *** г. по *** г. принимал непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в категории вольнонаемного специалиста воинского формирования в/ч ***.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит в/ч 31600.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика - Куштан Д.В., истца - Ананьева П.П., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что Ананьев П.П. принимал непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в период с *** г. по *** г. в категории вольнонаемного специалиста воинского формирования в/ч *** Министерства Среднего Машиностроения СССР. (л.д.11)
В период работы неоднократно командировался командованием части для проведения ядерных испытаний на Семипалатинский полигон.
Под наименованием войсковой части N*** в период существования СССР фактически деятельность осуществлял Российский Федеральный Ядерный центр ВНИИЭФ (кодовое наименование объект ***).
Согласно справки работодателя (л.д.11), Ананьев П.П. в период с *** по *** г.г. участвовал в испытаниях ядерного оружия в атмосфере на Семипалатинском и Новоземельском полигонах, куда направлялся в качестве вольнонаемного в/ч N***.
Также факт выполнения Ананьевым П.П. служебных обязанностей подтверждается командировочными удостоверениями в/ч ***.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривается, что в соответствии со ст. 68 ГПК РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
Министерство обороны Российской Федерации является органом, уполномоченным определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан (Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 818 (ред. от 22.02.2008) "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска").
В целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, Верховный Совет Российской Федерации распространил действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1).
Согласно вышеуказанного постановления, к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел принимавших в частности непосредственное участие в испытании ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.
Во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска" утверждены Критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска.
С учетом настоящих Критериев определяется непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска. К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и гражданского персонала войсковых частей, военных учреждений, отдельных кораблей, самолетов и вертолетов, опытовых судов Вооруженных Сил Российской Федерации, войск и органов Министерства безопасности Российской Федерации, внутренних войск, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального управления железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации, других воинских формирований, начальствующий и рядовой состав органов внутренних дел, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, под землей (в том числе в условиях нештатных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия), боевых радиоактивных веществ и учениях с применением такого оружия, в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, указанные в подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
К критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска относятся: непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия до 1 января 1963 г. при выполнении служебных обязанностей в составе частей, служб и подразделений в период проведения испытаний, учений в районе, определенном в установленном порядке, а также непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций (согласно перечню, определяемому Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии).
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Ананьев П.П. в вышеуказанный период времени являлся служащим войсковой части N***, которая относиться к иным воинским формированиям, в категории вольнонаемного состава, соответственно вправе согласно пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 получить удостоверение "Участника действий подразделений особого риска".
Довод апелляционной жалобы о том, что войсковая часть N*** по существу войсковой частью не являлась и не могла относиться к воинским формированиям, а присвоение номера части и её регистрация штабом Московского военного округа являлось лишь техническим моментом сокрытия истинного наименования Российского Федерального Ядерного центра ВНИИЭФ (кодовое наименование объект ***) не может являться основанием для отмены состоявшегося решения, так как основано на избирательном, выборочном толковании норм материального права, без учета их правового смысла в совокупности и не соответствует установленным обстоятельствам дела.
Так, согласно справки Военного комиссариата г. *** (л.д.120) войсковая часть *** была создана и зарегистрирована штабом Московского военного округа для взаимодействия с Министерством обороны и его войсковыми частями по всем видам деятельности, в том числе испытаниям ядерного орудия на полигонах МО. Войсковая часть имела юридическую силу в период существования с *** г. по *** г. и была упразднена решением Генерального штаба ВС СССР от *** г. N***. Гражданские служащие части относились к вольнонаёмному составу. Факт отнесения Ананьева П.П. к вольнонаемному составу войсковой части также подтверждается копией военного билета (л.д.53).
Судебная коллегия отмечает, что из представленных сторонами письменных документов следует, что по вопросу отнесения войсковой части N*** к иным воинским формированиям существует противоречивая позиция Минатома России, Минтруда России и Министерства обороны РФ, что, однако, по мнению судебной коллегии не должно влиять на право служащих на получение мер социальной поддержки.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российской Федерации, которая как социальное государство должна направлять свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи и установление гарантий социальной защиты для определенных групп граждан (статья 2; статья 7, части 1 и 2).
Приведенными конституционными положениями в их единстве со статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей в качестве одного из основных направлений реализации социальной политики государства социальное обеспечение, обусловливается создание системы гарантий социальной защиты населения.
Лицо, которое по всем предусмотренным законом критериям относятся к той категории граждан, которая вправе получать от государства меры социальной поддержки, не может и не должно лишаться такового лишь по формальному признаку о ведомственной подчиненности подразделения в котором оно осуществляло трудовую деятельность. Это особенно существенно в тех случаях, когда ввиду необходимости соблюдения режима секретности именно государство посредством специальных органов создавало механизм и формы участия конкретных учреждений в обеспечении обороноспособности страны.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 августа 2012 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Не усматривая оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь ст. 327, 329, 330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 августа 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу в/ч 31600 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.