Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2013 г. N 11-5840/13
Судья Кудрявцева М.В.
Гр. дело N 11-5840
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Шаповалова Д.В., Михайловой Р.Б.,
при секретаре Сальниковой Д.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Васильева И.В. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 22 ноября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Васильева И.В. к Военному комиссариату города Москвы о перерасчете пенсии и взыскании задолженности - отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
26.07.2012 Васильев И.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату г. Москвы, в котором с учетом уточнений к иску (л.д. 37-41) просил обязать ответчика произвести перерасчет переназначенной ему пенсии с 01.01.2012 и взыскать задолженность в сумме 418 454,52 руб., исходя из месячного размера подлежащей выплате пенсии 80 858,06 руб., мотивируя обращение тем, что проходил военную службу, с 01.05.2009 ему назначена пенсия на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которая неправомерно была пересчитана ответчиком с 01.01.2012 на основании Федеральных законов от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" и от 08.11.2011 N 309 "О внесении изменений в некоторые законодательстве акты РФ" с учетом новом механизма расчета пенсии, что истец полагает нарушающим его права.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения требований возражал.
22.11.2012 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Васильев И.В. по доводам своей апелляционной жалобы от 17.12.2012.
В заседание судебной коллегии истец Васильев И.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом; представитель ответчика Военного комиссариата г. Москвы в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения постановленного судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Васильев И.В., ***года рождения, инвалид 2 группы по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы в связи аварией на Чернобыльской АЭС, проходил военную службу, является пенсионером Министерства обороны РФ, состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате г. Москвы и получает пенсию за выслугу лет, назначенную с 01.05.2009 в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
По состоянию на 01.12.2011 причитающиеся истцу выплаты в виде пенсии и ежемесячных компенсаций составляли 38 991,75 руб., при этом пенсия в сумме 18 613,77 руб. была исчислена из должностного оклада (с его увеличением на коэф. 1,5 на основании Постановления Правительства РФ от 29.03.2002 N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием"), оклада по званию "полковник", процентной надбавки за выслугу лет 70% (исходя из выслуги 35 лет) и составляла 85% от денежного довольствия военнослужащего; также истцу подлежали выплате надбавки как инвалиду 2 группы и за работу в зоне, ежемесячная доплата к пенсии, компенсация за продтовары и материальное обеспечение инвалида, и суммы в возмещение вреда здоровью.
Также судом установлено и не оспаривалось сторонами, что с 01.01.2012 истцу выплачивается пенсия в размере 33 656,18 руб., которая исчислена из должностного оклада (с его увеличением на коэф. 1,25 на основании Постановления Правительства РФ от 29.03.2002 N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" (с изм. от 31.01.2012), оклада по званию "полковник", процентной надбавки за выслугу лет 40% (исходя из выслуги 35 лет) и составляет 54% от денежного довольствия военнослужащего; также истцу выплачиваются надбавки как инвалиду 2 группы и за работу в зоне, компенсация за продтовары и материальное обеспечение инвалида, а также суммы в возмещение вреда здоровью, что в общей сумме составляет ежемесячную выплату 54 154,59 руб.
До 01.01.2012 положения ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусматривали, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Статьей 49 указанного Закона были предусмотрены основания для пересмотра пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий и устанавливалось, что пенсии, назначенные лицам, указанным в настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон N 306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", устанавливающий денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы; ст. 2 указанного Федерального закона установлено, что единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Такие размеры установлены Постановлением Правительства N 992 от 05.12.2011 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
Частью 1 ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011 предусмотрено, что в случае уменьшения размеров ежемесячного денежного довольствия военнослужащих, пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за этими военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей сохраняются размеры ежемесячного денежного довольствия и пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до приобретения ими права на ежемесячное денежное довольствие и пенсии в больших размерах на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 этого Федерального закона установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Кроме того, с 01.01.2012 Федеральным законом N 309-ФЗ от 08.11.2011 "О внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 внесены изменения и ст. 43 дополнена частью 2, которой предусмотрено, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 в размере 54% и, начиная с 01.01.2013, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера, а часть 1 ст. 49 Закона изложена в следующей редакции: "Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона".
Статьей 12 Федерального закона N 309-ФЗ от 08.11.2011 определен порядок его вступления в силу, который предусматривает, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 подлежат пересмотру с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона (ч. 8). При пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона 19.07.2011 N 247-ФЗ. Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 01.01.2012 (ч. 9).
При таких данных, действующими нормативными актами установлен новый порядок определения денежного довольствия военнослужащих, а также порядок назначения пенсий военнослужащим и основания для изменения размера ранее назначенных пенсий.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок изменения размера пенсии в связи с изменением правового регулирования о денежном довольствии военнослужащих, полагая, что при применении действующего законодательства для перерасчета пенсии подлежат учету только вновь установленные размеры должностных окладов и окладов по воинскому званию, но не их процентное применение при исчислении пенсии.
Указанный довод истца является несостоятельным, поскольку основан на неправильном применении и толковании вышеприведенных правовых норм.
Так, гарантированное каждому статьей 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Внесение изменений в порядок пенсионного обеспечения военнослужащих с 01.01.2012 было обусловлено принятием Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установившим повышенные размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих и окладам по званию. Изменяя порядок исчисления пенсии военнослужащим, законодатель руководствовался основополагающим принципом законотворческой деятельности в социальной сфере, согласно которому новое правовое регулирование не должно влечь снижение уровня социальных гарантий, размеров пенсионного обеспечения. Из материалов дела следует, что размер пенсии Васильева И.В. увеличился (с 18 613,77 руб. до 33 656,18 руб.), что безусловно улучшает его положение, в связи с чем действия Военного комиссариата г. Москвы по перерасчету пенсии истца с 01.01.2012 не могут быть расценены как нарушающие право военного пенсионера Васильева И.В. на получение пенсии.
Проверяя доводы истца о нарушении судом норм процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу, что таких нарушений, влекущих отмену судебного постановления в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено. Так, предварительное судебное заседание может быть назначено судом в случаях, установленных ст. 152 ГПК РФ, и не является обязательным по каждому гражданскому делу; направление судом обращения в Конституционный Суд РФ о соответствии подлежащего применению закона Конституции РФ также не является обязанностью суда общей юрисдикции; неявка ответчика в судебные заседания и представление им отзыва на иск в судебном заседании, в котором принято решение, а также несвоевременное составление мотивированного решения суда не свидетельствует о нарушении процессуальных прав истца, влекущих отмену судебного акта, учитывая, что отзыв ответчика содержит те же мотивы, которые изложены ответчиком на обращение истца в ответе от 05.07.2012 (л.д. 14), а процессуальное право обжалования судебного решения истцом реализовано.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Васильева И.В. не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.