Апелляционное определение Московского городского суда от 14 марта 2013 г. N 11-8154/13
Судья: Кудрявцева М.В.
Гр. дело N11-8154
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Вишняковой Н.Е.
и судей: Ефимовой И.Е, Быковской Л.И.
при секретаре Митюшевой Н.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е
дело по апелляционной жалобе Федорова Д.С. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 09 октября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Федорова Д.С. к Военному комиссариату города Москвы о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения отказать в полном объеме.
УСТАНОВИЛА:
Истец Федоров Д.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Москвы о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с 1 декабря 2011 г. по июль 2012 г., указывая на то обстоятельство, что он проходил действительную военную службу по контракту в войсковой части 31600. Решением жилищной комиссии войсковой части 31600 от 18 марта 2010 г. N 103 истец признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в список очередников войсковой части 31600 на получение жилых помещений. Приказом командира части от 31 октября 2011 г. N 084 истец был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части 31600 от 30 ноября 2011 г. N 137 был исключен из списков личного состава с 30 ноября 2011 г. и снят со всех видов довольствия, и направлен на воинский учет в отдел (объединенный, Военного комиссариата города Москвы) по Замоскворецкому району ЦАО города Москвы. В связи с тем, что жилым помещением за время службы не обеспечен, ему выплачивалась денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений, однако после увольнения с военной службы выплата компенсации прекратилась. После увольнения с военной службы продолжал снимать жилое помещение по договору.
На основании изложено истец просит суд взыскать с Военного комиссариата города Москвы денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения за период декабрь 2011 года, январь- июль 2012 года в размере *** руб.
Истец в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Военного комиссариата города Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит Федоров Д.С. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель Военного комиссариата г. Москвы не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении не представил. В соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Федорова Д.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного решения, как постановленного с учётом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
Судом установлено, что Федоров Д.С. проходил военную службу с августа 1995 г. по ноябрь 2011 г.
Решением жилищной комиссии войсковой части 31600 от 18 марта 2010 г. N 103 истец признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в список очередников войсковой части 31600 на получение жилых помещений.
Приказом командира войсковой части 31600 от 31 октября 2011 г. N 084 истец был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части 31600 от 30 ноября 2011 г. N 137 был исключен из списков личного состава с 30 ноября 2011 г. и снят со всех видов довольствия, и направлен на воинский учет в отдел (объединенный, Военного комиссариата города Москвы) по Замоскворецкому району ЦАО города Москвы.
Органами местного самоуправления истец на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не принят.
Истец являлся нанимателем жилого помещения на основании договоров найма жилого помещения от 01 декабря 2011 года, ежемесячные платежи составляют 23 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что Военный комиссариат города Москвы обоснованно отказал истцу в выплате компенсации, т.к. истец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях не состоит.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом по следующим основаниям.
Согласно абз. 1 п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 вышеназванного Федерального закона при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что военнослужащие, не обеспеченные при увольнении с их согласия с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают право на обеспечение жильем, а при соблюдении определенных условий им предоставляются дополнительные гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.
Однако, определение круга лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии реализации права на жилище, является исключительной прерогативой законодателя, а не судов общей юрисдикции.
Суды общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной и судебной власти, а также прерогатив Федерального Собрания и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 94, 118 Конституции Российской Федерации).
В силу абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения имеют граждане, уволенные с военной службы, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях именно органами местного самоуправления.
Право на получение названной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, которые приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не в органах местного самоуправления, а в жилищной комиссии воинской части, законом не предоставлено.
Изложенное обусловлено тем, что в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Тем самым, положения абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" регламентируют порядок реализации права на жилище и соответствующей выплаты компенсации за наем (поднаем) жилья именно тем категориям граждан, которые при увольнении выразили желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, в связи с чем переехали на иное избранное место постоянного жительства, в органах местного самоуправления которого они встали на учет нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий).
Из исследованных судом материалов дела усматривается, Федоров Д.С. зарегистрирован по месту жительства в городе Москве - по месту нахождения военной части: г.Москва, Б. Знаменский пер-к, д. 19. Приказом командира войсковой части 31600 по личному составу от 31 октября 2011 г. N 084, уволен с военной службы в запас ВС РФ, в связи с организационно-штатными мероприятиями без обеспечения жилым помещением.
После увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава, истец иное не по месту увольнения с военной службы место жительства не избирал, на данное вновь избранное место жительства не переезжал и на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в органах местного самоуправления не принимался, а продолжает состоять на жилищном учете по месту службы, на увольнение откуда без обеспечения жилым помещением он дал свое согласие.
Военнослужащий, принимая добровольное решение о согласии на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения, также добровольно принимает и изменение правоотношений сторон по вопросу о праве на выплату компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
При этом, абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в той мере, в какой она связывает право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с необходимостью принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях именно в органах местного самоуправления, а не в жилищной комиссии воинской части, - не соответствующей Конституции Российской Федерации в установленном порядке не признавалась.
В соответствии с постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года N 3-П и от 27 февраля 2012 года N 3-П положение абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации только в той мере, в какой оно - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - связывает право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации не только с датой их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и с датой их увольнения с военной службы; а также в той мере, в какой содержащаяся в нем норма связывает право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ином отношении, имеющем юридическое значение для правильного разрешения настоящего спора, конституционность абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Конституционным Судом Российской Федерации не проверялась.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года N 403-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернобровкина Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и положениями пунктов 1 и 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернобровкина С.В. (содержащей утверждения о том, что положения абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются дискриминационными, так как ставят право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в зависимость от органа (организации), в котором уволенный с военной службы военнослужащий состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий) - отказано с указанием на то, что абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в названной части не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 21-П от 15 октября 2012 года несоответствующими Конституции РФ ее статьям 7 (часть 2), 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3) признаны положения абзацев первого - четвертого пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в той мере, в какой они - в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения, - препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли.
Учитывая изложенное, суд пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 09 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федорова Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.