Постановление Московского городского суда от 28 февраля 2013 г. N 4а-19/13
N4а-019/13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 февраля 2013 года город Москва
Заместитель председателя Московского городского суда Фомин Д.А., рассмотрев надзорную жалобу Быченкова И*** Н*** на постановление мирового судьи судебного участка N 387 Басманного района города Москвы от 23 ноября 2012 года и решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 18 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 387 Басманного района города Москвы от 23 ноября 2012 года Быченков И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 18 декабря 2012 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба Быченкова И.Н. - без удовлетворения.
В надзорной жалобе Быченков И.Н. просит изменить вынесенные судебные акты и смягчить назначенное ему наказание, ссылаясь на то, что в проведении шествия он не участвовал, а стоял в одиночном пикете с плакатом в руках, при этом ничего не выкрикивал и не скандировал.
Проверив материалы дела, изучив доводы надзорной жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 387 Басманного района города Москвы от 23 ноября 2012 года и решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 18 декабря 2012 года подлежащими изменению.
Согласно ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях устанавливает уведомительный порядок проведения публичного мероприятия, предусматривая необходимость согласования места и времени его проведения с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что 27 октября 2012 года в 15 часов 40 минут Быченков И.Н., находясь у дома N 8 по ул. Мясницкая в городе Москве, в составе группы граждан в количестве 50 человек принимал участие в проведении шествия без согласования с органами исполнительной власти субъекта исполнительной власти РФ в лице Префектуры по ЦАО г. Москвы, а именно мешал проходу граждан, проезду транспортных средств. На неоднократные требования сотрудников полиции прекратить данное публичное мероприятие не реагировал, продолжая привлекать внимание граждан. Указанными действиями Быченков И.Н. нарушил требования Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Быченкова И.Н. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 27 октября 2012 года; протоколом об административном задержании; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; рапортами сотрудников полиции; письменными объяснениями сотрудников полиции.
Довод надзорной жалобы Быченкова И.Н. о том, что в проведении шествия он не участвовал, а стоял в одиночном пикете с плакатом в руках, при этом ничего не выкрикивал и не скандировал, проверялся судебными инстанциями и был обоснованно отклонен как несостоятельный. Не согласиться с таким выводом оснований не имеется. Вывод судебных инстанций о наличии в действиях Быченкова И.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, получившим надлежащую оценку в судебных постановлениях.
Надзорная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения Быченкова И.Н. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
В то же время имеются основания для изменения указанных выше судебных постановлений.
За совершение гражданами и должностными лицами административных правонарушений, связанных с организацией либо проведением публичных мероприятий или иных массовых мероприятий, повлекших нарушение общественного порядка, п.п. 3, 6, 7, 8, 9 и 10 ст. 1 Федерального закона от 08 июня 2012 года N 65-ФЗ установлены административные штрафы, нижний предел которых равняется или превышает максимальный размер административного штрафа, предусмотренный КоАП РФ за любые другие административные правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П, последовательное применение данного общего правила назначения административных наказаний при наложении штрафов за совершение административных правонарушений, связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий или с организацией иных массовых мероприятий, повлекших нарушение общественного порядка, может - при определенных обстоятельствах - противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан, поскольку в результате применения за указанные административные правонарушения даже минимального возможного размера административного штрафа граждане и должностные лица вынуждены нести денежные потери, нередко превосходящие уровень их среднемесячной заработной платы.
В связи с чем, взаимосвязанные положения п.п. 3, 6, 7, 8, 9 и 10 ст. 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ в части, устанавливающей за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.38, 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП РФ минимальные размеры штрафов для граждан от десяти тысяч рублей и для должностных лиц - от пятидесяти тысяч рублей, признаны Конституционным судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они - в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, - не позволяют наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.
Впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначенного за указанные административные правонарушения гражданам и должностным лицам, может быть снижен судом ниже низшего предела, установленного за совершение соответствующего административного правонарушения.
Учитывая правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации и руководствуясь общим правилом назначения наказания в виде административного штрафа установленного для граждан, с учетом того, что Быченков И.Н. является пенсионером **** года рождения, инвалидом II группы, ранее не привлекавшимся к административной ответственности полагаю необходимым снизить размер назначенного Быченкову И.Н. административного штрафа до 3000 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы в порядке надзора выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 387 Басманного района города Москвы от 23 ноября 2012 года и решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 18 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, вынесенные в отношении Быченкова И.Н. подлежат изменению в части размера назначенного ему (Быченкову) административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ, а также ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N 387 Басманного района города Москвы от 23 ноября 2012 года и решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 18 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Быченкова И*** Н*** изменить, снизив размер назначенного ему административного наказания в виде административного штрафа до 3000 (трех тысяч) рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N 387 Басманного района города Москвы от 23 ноября 2012 года и решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 18 декабря 2012 года оставить без изменения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Д.А. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.