Постановление Московского городского суда от 25 февраля 2013 г. N 4а-134/13
N4а-134/13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 февраля 2013 года город Москва
Заместитель председателя Московского городского суда Фомин Д.А., рассмотрев надзорную жалобу адвоката Кушнира В.В. в защиту Малинина Г.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 364 района Хамовники города Москвы от 27 сентября 2012 года и решение судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 14 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 364 района Хамовники города Москвы от 27 сентября 2012 года Малинин Г.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.2 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 14 ноября 2012 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба адвоката Кушнира В.В. в защиту Малинина Г.В. - без удовлетворения.
В надзорной жалобе адвокат Кушнир В.В. в защиту Малинина Г.В. просит отменить указанные судебные акты, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении от 17 августа 2012 года мировым судьей возвращен в отдел МВД России по Таганскому району города Москвы для надлежащего оформления и устранения недостатков, однако должностным лицом составлен новый протокол об административном правонарушении, что нормами КоАП РФ не предусмотрено; данный протокол составлен в отсутствии Малинина Г.В., не извещенного надлежащим образом о месте и времени его составления, в связи с чем является недопустимым доказательством.
Проверив материалы дела, изучив доводы надзорной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях устанавливает уведомительный порядок проведения публичного мероприятия, предусматривая необходимость согласования места и времени его проведения с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Из представленных материалов следует, что 17 августа 2012 года в 18 часов 15 минут Малинин Г.В., находясь у дома 11 по 7-му Ростовскому переулку в г. Москве, в составе группы граждан в количестве около 1000 человек принял участие в митинге в поддержку группы "Пусси Райт" без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, выкрикивал лозунги следующего содержания: "Свободу Пусси Райт", "Святая Богородица прогони Путина", "Россия без Путина", "Долой полицейское государство". На неоднократные требования сотрудников полиции прекратить данное публичное мероприятие не реагировал, продолжая привлекать внимание граждан. Указанными действиями Малинин Г.В. нарушил требования Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Малинина Г.В. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 10 сентября 2012 года; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; протоколом об административном задержании; рапортами сотрудников полиции; ответом заместителя Префекта ЦАО г. Москвы; показаниями допрошенных мировым судьей сотрудников полиции В. и Н.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях Малинина Г.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, получившим надлежащую оценку в судебных постановлениях.
Довод надзорной жалобы адвоката Кушнира В.В. о том, что протокол об административном правонарушении от 17 августа 2012 года мировым судьей возвращен в отдел МВД России по Таганскому району города Москвы для надлежащего оформления и устранения недостатков, однако должностным лицом составлен новый протокол об административном правонарушении, что нормами КоАП РФ не предусмотрено, не может быть принят во внимание. Данный довод проверен судьей районного суда и обоснованно признан несостоятельным, поскольку должностным лицом ОМВД России по Таганскому району г. Москвы 10 сентября 2012 года составлен новый протокол об административном правонарушении, которым устранены недостатки протокола от 17 августа 2012 года, что нормами КоАП РФ не запрещено.
Утверждение в жалобе о том, что Малинин Г.В. в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 10 сентября 2012 года, опровергается материалами дела об административном правонарушении (л.д. 21 - 22).
При этом, ссылка в решении судьи районного суда на то, что при составлении протокола об административном правонарушении от 17 августа 2012 года Малинину Г.В. были разъяснены его права и он давал объяснения, как справедливо указывает заявитель в надзорной жалобе, является неверной, поскольку определением мирового судьи от 22 августа 2012 года протокол об административном правонарушении от 17 августа 2012 года возвращен должностном улицу для устранения недостатков, что послужило основанием для составления нового протокола. Между тем, данное обстоятельство на правильность установления фактических обстоятельств по делу и выводов судебных инстанций не повлияло, так как в основу постановления о назначении наказания положен протокол об административном правонарушении от 10 сентября 2012 года, составленный уполномоченным должностным лицом и соответствующий требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан судебными инстанциями в качестве допустимого доказательства по делу.
Доводы адвоката Кушнира В.В. в защиту Малинина Г.В. не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Надзорная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения Малинина Г.В. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
В то же время имеются основания для изменения указанных выше судебных постановлений.
За совершение гражданами и должностными лицами административных правонарушений, связанных с организацией либо проведением публичных мероприятий или иных массовых мероприятий, повлекших нарушение общественного порядка, п.п. 3, 6, 7, 8, 9 и 10 ст. 1 Федерального закона от 08 июня 2012 года N 65-ФЗ установлены административные штрафы, нижний предел которых равняется или превышает максимальный размер административного штрафа, предусмотренный КоАП РФ за любые другие административные правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П, последовательное применение данного общего правила назначения административных наказаний при наложении штрафов за совершение административных правонарушений, связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий или с организацией иных массовых мероприятий, повлекших нарушение общественного порядка, может - при определенных обстоятельствах - противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан, поскольку в результате применения за указанные административные правонарушения даже минимального возможного размера административного штрафа граждане и должностные лица вынуждены нести денежные потери, нередко превосходящие уровень их среднемесячной заработной платы.
В связи с чем, взаимосвязанные положения п.п. 3, 6, 7, 8, 9 и 10 ст. 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ в части, устанавливающей за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.38, 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП РФ минимальные размеры штрафов для граждан от десяти тысяч рублей и для должностных лиц - от пятидесяти тысяч рублей, признаны Конституционным судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они - в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, - не позволяют наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.
Впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначенного за указанные административные правонарушения гражданам и должностным лицам, может быть снижен судом ниже низшего предела, установленного за совершение соответствующего административного правонарушения.
Учитывая правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации и руководствуясь общим правилом назначения наказания в виде административного штрафа установленного для граждан, полагаю необходимым снизить размер назначенного Малинину Г.В. административного штрафа до 5000 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы в порядке надзора выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 364 района Хамовники города Москвы от 27 сентября 2012 года и решение судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 14 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, вынесенные в отношении Малинина Г.В. подлежат изменению в части размера назначенного ему (Малинину) административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ, а также ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N 364 района Хамовники города Москвы от 27 сентября 2012 года и решение судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 14 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Малинина Г.В. изменить, снизив размер назначенного ему административного наказания в виде административного штрафа до 5000 (пяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N 364 района Хамовники города Москвы от 27 сентября 2012 года и решение судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 14 ноября 2012 года оставить без изменения, надзорную жалобу адвоката Кушнира В.В. в защиту Малинина Г.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Д.А. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.