Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 19 марта 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3-го окружного военного суда
в составе: председательствующего - Массина А.И., судей: Ушаковой М.В. и Светлова А.Г., при секретаре Иванове И.О., с участием представителя заявителя Липина Д.А., представителей жилищной комиссии Спецсвязи ФСО России Бессоновой А.С. и Шиховой С.С., рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение 94 гарнизонного военного суда от 18 января 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления майора Шубочкина И. Е. об оспаривании решения жилищной комиссии Спецсвязи ФСО России от 28 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Светлова А.Г., выступление представителя заявителя Липина Д.А., поддержавшего требования апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, а также мнение представителей жилищной комиссии Спецсвязи ФСО России Бессоновой А.С. и Шиховой С.С. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением жилищной комиссии Спецсвязи ФСО России от 28 октября 2011 года (протокол N7) майора Шубочкину было отказано в ходатайстве перед Центральной жилищной комиссией ФСО России о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в г.Домодедово Московской области, поскольку он не представил документы, подтверждающие право состоять на жилищном учете.
Данное решение Шубочкин оспорил в военный суд и просил обязать жилищный орган повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст.51 ЖК РФ и принятии на учет для обеспечения жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в г.Домодедово Московской области.
Суд оставил заявление Шубочкина без удовлетворения.
Не соглашаясь с таким судебным решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение в обоснование чего приводятся следующие доводы.
При разрешении спорного правоотношения судом первой инстанции были оставлены без внимания положения п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым Шубочкин, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и прослуживший более пяти лет, имеет право на обеспечение жилым помещением на общих основаниях.
По мнению автора жалобы, суд при рассмотрении дела допустил подмену предмета спора, который касался вопроса постановки на жилищный учет, а не обеспечения жильем.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
По смыслу абз.2 п.1 ст.23 упомянутого Федерального закона военнослужащие обеспечиваются жильем в данном порядке в случае признания их нуждающимися в жилье при наличии ряда обязательных условий, в том числе, применительно к данному делу, сведений о том, что процесс увольнения инициирован.
Согласно п.4 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России, утвержденной приказом Федеральной службы охраны РФ от 13 ноября 2002 года N 362, для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и формирования жилищного дела сотрудники подают заявление в жилищную комиссию соответствующего структурного подразделения ФСО России. К заявлению прилагаются документы, относящиеся к решению жилищного вопроса, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено по делу, на момент принятия жилищной комиссией Спецсвязи ФСО России оспариваемого решения, Шубочкин проходил военную службу по контракту (л.д.12), заключенному до 9 мая 2013 года - наступления предельного возраста пребывания заявителя на военной службе. Каких-либо документов, свидетельствующих о том, что планируется увольнение Шубочкина ранее окончания срока действия контракта, к рапорту, поданному им в жилищную комиссию, приложено не было.
В данных условиях суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у жилищного органа оснований для признания Шубочкина нуждающимся в обеспечении жилым помещением в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Что касается доводов кассационной жалобы об игнорировании судом первой инстанции положений п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то они являются ошибочными.
По смыслу п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, заключенному до 1 января 1998 года, к числу которых относится заявитель, на первые пять лет службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что обеспечение жильем на общих основаниях данной категории военнослужащих предполагается также по месту прохождения военной службы.
Из материалов дела усматривается, что Шубочкин, проходящий военную службу в г.Кузнецк-12 Пензенской области, вопроса о признании его нуждающимся в жилье на общих основаниях в порядке, предусмотренном п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", по месту дислокации воинской части не ставил, а просил признать его нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения месту постоянного жительства (л.д.14) - г.Домодедово Московской области в ином порядке, определенном п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предусматривающим нахождение военнослужащего, изъявившего желание изменить место жительства, в процессе увольнения с военной службы.
Таким образом, положения п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" разрешенное судом спорное отношение не регулировали и применению по данному делу не подлежали.
Не допущено судом и подмены предмета спора, на что обращается внимание в апелляционной жалобе, поскольку вопросы признания военнослужащих нуждающимися в жилье и предоставления жилых помещений взаимосвязаны и разрешаются при наличии определенных оснований.
Как уже упоминалось выше, признание военнослужащих нуждающимися в жилье в целях обеспечения им порядке, предусмотренном п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", связывается с реальной перспективой их увольнения с военной службы, а не наличием абстрактного основания увольнения, которое может и не состояться.
В данной связи следует отметить, что каких-либо временных параметров, в рамках которых военнослужащие, достигающие предельного возраста пребывания на военной службе, имеющие необходимую выслугу лет, должны признаваться нуждающимися в жилье за счет органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, действующее законодательство не содержит.
Не установлено таких временных рамок и пунктом 9 Правил
учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, на которые Шубочкин ссылался в поданном в суд заявлении, поскольку положения данного пункта регулировали правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем по линии органов местного самоуправления, которые имели место до 1 января 2005 года, о чем правильно указано в оспариваемом судебном решении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 94 гарнизонного военного суда от 18 января 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления майора Шубочкина И. Е. об оспаривании решения жилищной комиссии Спецсвязи ФСО России от 28 октября 2011 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.