Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 28 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей - Пересады А.Н. и Ракова А.В., при секретаре Тарасовой И.Н., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение 26 гарнизонного военного суда от 28 февраля 2012 года об отказе в удовлетворении искового заявления гражданки Соловей Г. А. к ликвидационной комиссии войсковой части - о возмещении ущерба, причиненного выплатой заработной платы без учета районного коэффициента 1,4.
Заслушав доклад судьи Массина А.И., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении искового заявления гражданки Соловей Г. А. к ликвидационной комиссии войсковой части - о возмещении ущерба, причиненного выплатой заработной платы без учета районного коэффициента 1,4 за период с 30 декабря 2008 года по 30 декабря 2011 года в размере 409563 рубля 15 копеек.
Не соглашаясь с таким решением, истица подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить ввиду нарушения и неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и другим основаниям, предусмотренным ГПК РФ и принять новое решение об удовлетворении ее требований.
Ссылаясь на статьи Конституции РФ, Трудового и Гражданского кодексов РФ, Федеральный закон "О статусе военнослужащих", распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N 1644 РС, постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 года N 1122, постановление Совета Министров СССР от 6 апреля 1988 года N 445, приказ Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года N 555, международные Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан и другие нормативные акты и международные договоры, давая им и оспариваемому судебному решению свой анализ и комментарий, Соловей указывает, что принятое решение им не соответствует.
По утверждению автора жалобы, распоряжением Совета Министров СССР N 1644 РС от 20 июля 1987 года, в г. Ленинске (ныне Байконур) установлен районный коэффициент 1,4 к денежному довольствию военнослужащих и заработной плате рабочих и служащих, работающих на предприятиях г. Байконур. Это распоряжение действует и в настоящее время, а поэтому заработная плата должна ей начисляться с учетом названного коэффициента
Отказывая в ее исковых требованиях, суд не принял во внимание то, что районный коэффициент 1,4 выплачивается военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации космодрома "Байконур" и гражданскому персоналу, работающему в отдельных организациях и учреждениях города. При этом, по мнению автора жалобы, надбавки к должностному окладу в размере 30 % за работу в районе экологического кризиса и 50 % за обеспечение космических программ, которыми обеспечивается гражданский персонал воинских частей, дислоцирующихся на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, являются самостоятельными дополнительными выплатами, а не альтернативой оспариваемому районному коэффициенту, в связи с чем не могут его заменять.
По утверждению истицы, не может служить основанием для отказа суда в предъявленных требованиях то обстоятельство, что г. Байконур не входит в перечень районов Крайнего Севера РФ и приравненных к ним территориям, а также то, что отсутствует единый нормативный акт, определяющий размеры районных коэффициентов, поскольку войсковая часть 11284 и космодром "Байконур" фактически дислоцируются в зоне экологического бедствия "Приаралье", то есть в месте, которое законодательством Республики Казахстан отнесено к неблагоприятным и где осуществляется компенсация заработной платы всему населению.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд и на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а тот факт, что Министерство обороны и войсковая часть 11284 не определили порядок выплаты районного коэффициента 1,4 рабочим и служащим воинских частей не может служить основанием для отказа в выплате им заработной платы с учетом этого коэффициента.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка, а само решение, вопреки содержащимся в жалобе утверждениям, постановлено на правильно примененных нормах материального права.
Так, ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" определяет, что в случае размещения воинских формирований в местностях, которые в соответствии с законодательством государства пребывания признаны местностями с неблагоприятными климатическими либо экологическими условиями, к заработной плате лиц, работающих в воинских формированиях, устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу (работу) в высокогорных районах, безводных и пустынных местностях) и (или) выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в соответствии с перечнем должностей, определяемым соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение вышеуказанного закона Министром обороны РФ издан приказ N 555 от 10 ноября 2008 года, согласно п. 55 приложения N 2 которого гражданскому персоналу, работающему в воинских частях, находящихся на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в районе экологического кризиса в размере 30 % должностного оклада (тарифной ставки), а за обеспечение космических программ - 50 % должностного оклада (тарифной ставки).
По делу установлено, что вышеуказанными выплатами истица обеспечена в полном объеме.
При анализе положений распоряжения Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N 1644 РС судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что взамен выплаты районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинске Казахской ССР (ныне г. Байконур), могут применяться процентные надбавки в размерах и порядке, которые установлены Правительством РФ, что и осуществлено вышеупомянутым приказом Министра обороны РФ N 555 от 10 ноября 2008 года.
Получение военнослужащими воинских частей, дислоцированных на космодроме "Байконур" и в г. Приозерске Карагандинской области Республики Казахстан, пенсионерами, государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, проходящими службу или работающими на космодроме "Байконур", заработной платы с учетом районного коэффициента, а также социальных выплат гражданским персоналом войсковой части -, единовременных и ежемесячных пособий с учетом районного коэффициента, на что указывается в жалобе, прямо предусмотрено в специальных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы оплаты труда указанных категорий граждан, в частности, ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и касается исключительно лиц перечисленных категорий, к которым истица не относится.
При таких обстоятельствах правовых оснований для выплаты гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и иных органах Министерства обороны РФ, дислоцирующихся на космодроме "Байконур" и в г. Байконур, районного коэффициента 1,4 к заработной плате не имеется, и суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что права истицы в данном случае не нарушены, в силу чего утверждение последней о том, что ей причинены убытки, которые подлежат возмещению, является несостоятельным.
Не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного постановления и ссылка в жалобе на Закон Республики Казахстан от 30 июня 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье", поскольку истица является гражданкой Российской Федерации, работающей в российской организации, в силу чего, в соответствии с Соглашением от 12 октября 1998 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих или работающих на комплексе "Байконур", на нее распространяется законодательство Российской Федерации.
При таких обстоятельствах и иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в частности, ссылка на ст. 37 Конституцию РФ и бездействие Министерства обороны в вопросе урегулирования выплат с применением районного коэффициента гражданскому персоналу воинских частей комплекса "Байконур" поставить под сомнение законность и обоснованность оспариваемого судебного решения не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 28 февраля 2012 года об отказе в удовлетворении искового заявления гражданки Соловей Г. А. к ликвидационной комиссии войсковой части - о возмещении ущерба, причиненного выплатой заработной платы без учета районного коэффициента 1,4 оставить без изменения, а ее апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.