Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 28 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3-го окружного военного суда
в составе: председательствующего - Массина А.И., судей: Ракова А.В. и Светлова А.Г., при секретаре Тарасовой И.Н., рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение 26 гарнизонного военного суда от 7 февраля 2012 года, которым отказано в удовлетворении иска Кудрявского А. Н. к ликвидационной комиссии войсковой части 11284 о взыскании районного коэффициента 1,4 к заработной плате.
Заслушав доклад судьи Светлова А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец, работавший в войсковой части -, обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с ликвидационной комиссии указанной воинской части районный коэффициент к выплаченной ему заработной плате за период с 1 июля 2009 года по 30 декабря 2011 года в общей сумме 290 213 руб. 70 коп.
Суд первой инстанции в удовлетворении данных требований отказал.
Не соглашаясь с постановленным по делу решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение о полном удовлетворении исковых требований, в обоснование чего приводятся следующие доводы.
Ссылаясь на различные нормативно-правовые акты, в частности - международные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, принятые по вопросам функционирования комплекса " -", Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", постановление Правительства РФ от 1 октября 1994 года N1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, и членов их семей", распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N1644 РС, приказы Минобороны РФ от 24 февраля 2007 года N 87 и от 10 ноября 2008 года N555, автор жалобы утверждает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о тождественности районного коэффициента 1,4, установленного распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N1644 РС, и произведенных истцу во время работы в войсковой части - выплат за работу в районе экологического кризиса и обеспечение космических программ.
Выплата спорного районного коэффициента, по мнению истца, должна была производиться вне зависимости от установления иных социальных гарантий за работу в воинской части, дислоцированной на территории комплекса "Байконур", непосредственно на основании упомянутого распоряжения Совета Министров СССР, в силу нахождения комплекса "Байконур" в неблагоприятных климатических условиях и зоне экологического бедствия.
В обоснование данной позиции автор жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что районные коэффициенты выплачиваются как работникам иных организаций, находящихся на территории комплекса "Байконур", так и лицам, работающим в воинских формированиях, дислоцированных в аналогичных условиях в г.Приозерске Республики Казахстан.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено по делу и не оспаривается в апелляционной жалобе, за время работы истца в войсковой части 11284, дислоцированной на территории комплекса "Байконур" в Республике Казахстан, заработная плата ему выплачивалась без применения районного коэффициента 1,4, однако, исходя из должностного оклада с повышением на 50 процентов (п.1 ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях"), а также - с ежемесячными надбавками за обеспечение космических программ и за работу в районе экологического кризиса в размере 50 и 30 процентов месячного должностного оклада (тарифной ставки) соответственно (пп. "б" и "в" п.2 постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 года N1122
"О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Байконуре, и членов их семей").
Правовых оснований для выплаты к заработной плате истца районного коэффициента 1,4, установленного распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N1644 РС к заработной плате рабочих и служащих организаций, расположенных в г.Байконур, как правильно указано в обжалуемом судебном решении, не имелось.
Данный вывод суда первой инстанции основан на правильном применении ст.4 упомянутого Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 284-ФЗ во взаимосвязи с п.54 и приложением N6 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны РФ от 10 ноября 2008 года N 555, - нормах специальных правовых актов, регулирующих вопросы выплаты районных коэффициентов гражданскому персоналу военного ведомства, в том числе - в подразделениях, базирующихся в Республике Казахстан.
Так согласно ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 284-ФЗ в случае размещения воинских формирований в местностях, условия военной службы (работы) в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны неблагоприятными или которые в соответствии с законодательством государства пребывания признаны местностями с неблагоприятными климатическими либо экологическими условиями, в том числе отдаленными, к заработной плате лиц, работающих в воинских формированиях, допускается выплата районных коэффициентов в размерах и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в соответствии с перечнем должностей, определяемым соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В приложении N6 к вышеуказанному Положению о системе оплаты труда гражданского персонала военного ведомства, в котором приведены соответствующие размеры районных коэффициентов к заработной плате, комплекс "Байконур" не значится.
Нормативно-правовыми актами, ссылки на которые приведены в апелляционной жалобе, вопреки мнению её автора, применение районного коэффициента 1,4, установленного распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N1644 РС к заработной плате гражданского персонала воинских формирований, дислоцированных на территории комплекса "Байконур", не предусматривается.
Вместе с тем, ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 284-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 года N1122, установлены упомянутые повышение оклада и ежемесячные надбавки, которые, как следует из данных нормативно-правовых актов, имеют целью усиление мер социальной защиты, в том числе лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территории Республики Казахстан.
При таких обстоятельствах доводы истца о нарушении его прав и дискриминации, допущенной при оплате труда, ошибочны.
Выплата районных коэффициентов к денежному довольствию военнослужащих, а также заработной плате лиц иных категорий, проходящих военную службу или работающих на комплексе "Байконур" либо в г.Приозерске Республики Казахстан, сама по себе, о допущении такой дискриминации не свидетельствует, поскольку производство таких выплат прямо предусмотрено специальными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы оплаты труда указанных категорий граждан, в частности - ст.13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей в течение спорного правоотношения, и касается исключительно лиц данных категорий, к числу которых истец не относится.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 7 февраля 2012 года, которым отказано в удовлетворении иска Кудрявского А. Н. к ликвидационной комиссии войсковой части - о взыскании районного коэффициента 1,4 к заработной плате, оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.