Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 23 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе председательствующего Массина А.И. и судей Ракова А.В. и Пересады А.Н., при секретаре Иванове И.О., с участием начальника отдела военной прокуратуры РВСН полковника юстиции Чернухи В.М., рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Главы администрации города Байконур на решение 26-го гарнизонного военного суда от 17 января 2012 года об удовлетворении заявления прокурора комплекса "Байконур", поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации гор. Байконур и Государственному унитарному предприятию "Головной книжный магазин" о возложении на них обязанности создать до 1 июля 2012 года условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение Государственного унитарного предприятия "Головной книжный магазин", расположенного по адресу: гор. Байконур, ул. 8 марта, дом 3.
Заслушав доклад судьи Массина А.И., и заключение прокурора, полагавшего необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Решением суда первой инстанции удовлетворено заявление прокурора комплекса "Байконур", поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации гор. Байконур и Государственному унитарному предприятию "Головной книжный магазин" о возложении на них обязанности создать до 1 июля 2012 года условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение Государственного унитарного предприятия "Головной книжный магазин", расположенного по адресу: гор. Байконур, ул. 8 марта, дом 3.
Не соглашаясь с таким решением, представитель Главы администрации гор. Байконур подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое.
В обоснование жалобы приводятся следующие доводы.
Принимая решение об удовлетворении иска прокурора, суд сослался на п. 3.17 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года N 73, в соответствии с которыми помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. Однако это требование обязательно только для строящихся и реконструируемых зданий, а не для уже существующих.
К тому же, указывается в жалобе далее, доступность зданий для инвалидов самоцелью не является, а служит способом получения определенного рода услуг, что зависит и от организационных мероприятий.
Решение суда является неконкретным, поскольку в нем отсутствуют критерии, по которым можно судить о его исполнении, а ряд условий, отмеченных в Техническом задании пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития РФ приказом от 12 июля 20011 года N 712н, в головном книжном магазине соблюдены.
По мнению автора жалобы, решение является ошибочным и в силу того, что оборудование этого магазина в соответствии с требованиями СНиП невозможно, а ответчиками приняты все возможные меры по исполнению ст. 15 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.
Вопреки утверждению, содержащемуся в апелляционной жалобе, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, а решение постановлено на правильно примененных нормах материального права.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным учреждениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В своем заявлении от 7 декабря 2012 года (л.д. 79) прокурор изменил свои требования и просил администрацию города Байконур в срок до 1 июля 2012 года в целях доступа маломобильных групп населения в помещение Головного книжного магазина обязать обеспечить им условия для беспрепятственного доступа в магазин, а не установить пандусы, как было заявлено ранее. Именно это требование и было принято к производству суда.
В апелляционной жалобе правильно утверждается, что согласно ст. 15 вышеупомянутого Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным учреждениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Одним из средств конкретизации положения Федерального закона является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Так, из свода правил по проектированию и строительству (СП 35-103-2001) "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", разработанного по заказу Минтруда России в рамках федеральных целевых программ "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", одобренного и рекомендованного к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 72 следует, что проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем "доставки" услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".
В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Именно в этом объеме и было принято решение - как и просил истец, суд обязал Администрацию гор. Байконур и Государственное унитарное предприятие "Головной книжный магазин" создать до 1 июля 2012 года условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение Государственного унитарного предприятия "Головной книжный магазин", расположенного по адресу: гор. Байконур, ул. 8 марта, дом 3.
Это требование является правомерным и, по убеждению суда апелляционной инстанции, удовлетворено на законных основаниях.
Что же касается содержащегося в апелляционной жалобе утверждения о том, что решение не конкретно и в силу этого не может быть исполнено, то оно само по себе основанием для его отмены служить не может, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 202 ГПК РФ суд, принявший его, по заявлению сторон или судебного пристава-исполнителя вправе его разъяснить, не изменяя его содержаний.
При таких обстоятельствах и иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, служить основанием для отмены правильного по существу судебного решения не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26-го гарнизонного военного суда от 17 января 2012 года об удовлетворении заявления прокурора комплекса "Байконур", поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации гор. Байконур и Государственному унитарному предприятию "Головной книжный магазин" о возложении на них обязанности создать до 1 июля 2012 года условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение Государственного унитарного предприятия "Головной книжный магазин", расположенного по адресу: гор. Байконур, ул. 8 марта, дом 3, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - Главы администрации гор. Байконур - без удовлетворения.
Председательствующий:
-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.