Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 02 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей - Светлова А.Г. и Ракова А.В., при секретаре Павлюковиче В.П., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры РВСН подполковника юстиции Чугаева А.Ю. и представителя администрации г. Байконур Амирова Р.А., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению истца на решение 26 гарнизонного военного суда от 18 января 2012 года об отказе в удовлетворении искового заявления заместителя прокурора комплекса "Байконур" к администрации г. Байконур и Управлению социальной защиты населения (далее по тексту Управление) о возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан в помещения Управления, Государственного учреждения "Центр занятости населения города Байконур", Городского управления здравоохранения и отделения Пенсионного фонда РФ.
Заслушав доклад судьи Ракова А.В., выступление представителя администрации г. Байконур Амирова Р.А. и мнение военного прокурора отдела военной прокуратуры РВСН подполковника юстиции Чугаева А.Ю., поддержавшего апелляционное представление по изложенным в нем основаниям, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора комплекса "Байконур" в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просил суд обязать администрацию г. Байконур и Управление обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан указанные в помещения Управления.
Суд первой инстанции в удовлетворении данного заявления отказал.
Не согласившись с этим судебным постановлением, истец в апелляционном представлении просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении искового заявления.
В обоснование автор представления, ссылаясь на положения Конституции РФ и различных законодательных, нормативных и правовых актов, в том числе, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ и федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 года N 36, отмечает, что администрацией г. Байконур и Управлением в течение длительного времени не соблюдаются права инвалидов-колясочников и иных маломобильных граждан на беспрепятственный доступ в обозначенные помещения, где им, в силу специфики деятельности этих учреждений, оказываются различные социальные услуги, однако эти обстоятельства при принятии решения судом не были учтены. Автор представления обращает внимание на то, что помещения указанных объектов социальной инфраструктуры не оборудованы специальными средствами (пандусами или другими приспособлениями) для перемещения инвалидов. Созданные же на данный момент условия в полной мере не обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов непосредственно в помещения объектов для получения соответствующей услуги. Кроме того, в представлении указывается на наличие в практике 26 гарнизонного военного суда решения от 30 ноября 2011 года противоположного характера по делу с аналогичным предметом спора.
В судебном заседании представитель администрации г. Байконур Амиров Р.А., считая апелляционное представление необоснованным, просил решение суда оставить без изменения. Поддержав доводы возражений, поданных представителями ответчиков на апелляционное представление, он отметил, что на рассматриваемых объектах социальной инфраструктуры доступ инвалидов к беспрепятственному получению ими требуемой услуги обеспечен не путем установки пандусов, а иными альтернативными средствами, предусмотренными законодательством, которые согласованы с действующим на территории города общественным объединением инвалидов.
Рассмотрев материалы дела, обсудив выступления лиц, участвовавших в судебном заседании, и доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Как усматривается из положений Конституции РФ (ст. ст. 2, 7, 12, 18, 19, 72, 130-133), социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время органы местного самоуправления, в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти, в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
Конституция РФ непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов. Их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией РФ вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее эту обязанность положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи.
Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.
Одним из средств конкретизации положения Федерального закона является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Так, из свода правил по проектированию и строительству (СП 35-103-2001) "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", разработанного по заказу Минтруда России в рамках федеральных целевых программ "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", одобренного и рекомендованного к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 72, следует, что проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем "доставки" услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".
Согласно п. 6 РДС 35-201-99, утвержденного постановлением Госстроя России и Минтруда России от 22 декабря 1999 года N 74/51, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.
Часть 5 ст. 15 вышеупомянутого Федерального закона определяет, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Из заключений специалиста следует, что из-за конструктивных особенностей оборудование пандусом помещений Управления не представляется возможным и нецелесообразно (л.д. 141 и 152).
По делу установлено и не оспаривается в апелляционном представлении, что на рассматриваемых объектах социальной инфраструктуры доступ инвалидов к свободному получению необходимой услуги обеспечен не путем установки пандусов, а иными альтернативными способами, в частности, путем: оборудования помещений Управления кнопками вызова работников, способных оказать помощь инвалиду при предоставлении услуг; предоставления услуг на дому через представителя Государственного учреждения социального обслуживания "Центр социальных услуг" и бесплатной перевозки потребителя услуги к объекту социальной инфраструктуры при помощи "социального такси", а также с использованием специального транспорта в соответствии с постановлением Главы администрации г. Байконур от 18 июня 2010 года N 77. Данные меры по обеспечению удовлетворения потребностей инвалидов согласованы с действующим на территории города общественным объединением инвалидов (л.д. 172-173). При этом за время функционирования Управления и иных социальных служб каких-либо жалоб или предложений по вопросам организации предоставляемых услуг от инвалидов не поступало.
Как верно отмечено в решении суда, доступ инвалидов и маломобильных граждан к указанным социальным объектам инфраструктуры (к беспрепятственному получению ими требуемой услуги) обеспечивается администрацией города и Управлением с учетом всех значимых обстоятельств, давности городских построек, возведенных до принятия соответствующего градостроительного законодательства, норм и правил, предусматривающих жизнедеятельность этой категории лиц в современных условиях, архитектуры города и соблюдения прав других его жителей, а также на основании утвержденной постановлением Главы администрации города от 21 июля 2010 года N 91 городской целевой программы "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов города Байконур на 2010-2012 годы".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что утверждение истца о несоблюдении администрацией г. Байконур и Управлением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и формировании доступной для них среды жизнедеятельности является голословным.
К тому же из заявленного требования иска неясно, какие именно условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан в помещения Управления заместитель прокурора просит обязать обеспечить администрацию г. Байконур и Управление.
Что же касается иных доводов апелляционного представления, то правомерность судебного решения они под сомнение не ставят.
Присутствие в практике 26 гарнизонного военного суда по аналогичному предмету спора иного судебного решения противоположного характера, преюдициального значения для рассматриваемого дела не имеет.
Ссылка в представлении на различные строительные нормы и правила беспредметна, поскольку их требования об оборудовании объектов социальной инфраструктуры специальными средствами для перемещения инвалидов (пандусами или другими приспособлениями) являются обязательными только лишь при новом проектировании, строительстве и реконструкции общественных объектов и зданий, чего в рассматриваемом случае места не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 18 января 2012 года об отказе в удовлетворении искового заявления заместителя прокурора комплекса "Байконур" к администрации г. Байконур и Управлению социальной защиты населения о возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан в помещения Управления, Государственного учреждения "Центр занятости населения города Байконур", Городского управления здравоохранения и отделения Пенсионного фонда РФ - оставить без изменения, а апелляционное представление истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.