Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 21 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей - Светлова А.Г. и Ракова А.В., при секретаре Тарасовой И.Н., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение 26 гарнизонного военного суда от 13 февраля 2012 года об отказе в удовлетворении искового заявления Большаковой С. Г. к войсковой части N и ее ликвидационной комиссии о взыскании задолженности по выплате районного коэффициента 1,4 к заработной плате.
Заслушав доклад судьи Ракова А.В., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Большакова обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что в период работы в войсковой части N заработная плата ей выплачивалась без учета районного коэффициента 1,4, установленного в городе Байконур к заработной плате рабочих и служащих городских предприятий, государственных служащих, сотрудников органов внутренних дел и денежному довольствию военнослужащих.
Полагая свои права нарушенными, истец просила суд взыскать с указанной воинской части или ее ликвидационной комиссии в свою пользу задолженность в сумме 104 937 руб. 19 коп по выплате районного коэффициента 1,4 к заработной плате за период работы с 30 декабря 2008 года по 3 февраля 2010 года.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении ее требований отказал.
Не соглашаясь с таким судебным постановлением, истец в своей апелляционной жалобе просит его отменить ввиду неправильного определения имеющих значение для дела обстоятельств и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований.
В обоснование жалобы Большакова, ссылаясь на положения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N 1644 РС, постановление Правительства РФ от 1 октября 1994 года N 1122, постановление Совета Министров СССР от 23 сентября 1988 года N 1124, приказ Минобороны России от 10 ноября 2008 года N 555, международные Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан и другие нормативные акты и международные договоры, давая приведенным нормам и оспариваемому судебному решению свой подробный анализ и комментарий, делает вывод о том, что суд неверно истолковал и применил нормы материального права, которые регулируют спорные правоотношения. Так, изложив анализ действующего законодательства, Большакова указывает, что распоряжением Совета Министров СССР N 1644 РС от 20 июля 1987 года, в г. Ленинске (ныне Байконур) установлен районный коэффициент 1,4 к денежному довольствию военнослужащих, государственных служащих, сотрудников органов внутренних дел и заработной плате рабочих и служащих, работающих на предприятиях г. Байконур. Это распоряжение действует и в настоящее время, а поэтому заработная плата в период ее работы с 30 декабря 2008 года по 3 февраля 2010 года в войсковой части N должна была ей начисляться с учетом названного коэффициента.
Далее в жалобе указывается, что гарнизонный военный суд, отказывая в исковых требованиях, не принял во внимание то, что районный коэффициент 1,4 выплачивается военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации космодрома "Байконур" и гражданскому персоналу, работающему в отдельных организациях и учреждениях города, что свидетельствует о дискриминации служащих и рабочих воинских частей космодрома. При этом, по мнению автора жалобы, надбавки к должностному окладу за работу в районе экологического кризиса и за обеспечение космических программ, которыми обеспечивается гражданский персонал воинских частей, дислоцирующихся на космодроме "Байконур", являются самостоятельными дополнительными выплатами, а не альтернативой истребуемому районному коэффициенту, в связи с чем не могут его заменять.
По убеждению истца, не может служить основанием для отказа суда в предъявленных требованиях, что г. Байконур не входит в перечень районов Крайнего Севера РФ и приравненных к ним территориям, а также то обстоятельство, что отсутствует единый нормативный акт, определяющий размеры районных коэффициентов, поскольку войсковая часть N и космодром "Байконур" фактически дислоцируются в зоне экологического бедствия "Приаралье", то есть в месте, которое законодательством отнесено к неблагоприятным и где осуществляется компенсация заработной платы всему населению.
Рассмотрев материалы дела, и, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.Вопреки мнению в жалобе, в ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" указано, что в случае размещения воинских формирований в местностях, которые в соответствии с законодательством государства пребывания признаны местностями с неблагоприятными климатическими либо экологическими условиями, к заработной плате лиц, работающих в воинских формированиях, устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу (работу) в высокогорных районах, безводных и пустынных местностях) и (или) выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в соответствии с перечнем должностей, определяемым соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение вышеуказанного закона Министром обороны РФ издан приказ N 555 от 10 ноября 2008 года, согласно п. 55 приложения N 2 которого, гражданскому персоналу, работающему в воинских частях, находящихся на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в районе экологического кризиса в размере 30 % должностного оклада (тарифной ставки), а за обеспечение космических программ - 50 % должностного оклада (тарифной ставки).
По делу установлено и в жалобе не оспаривается, что вышеуказанными выплатами истец обеспечен в полном объеме.
При анализе положений распоряжения Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N 1644 РС судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что взамен выплаты районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинске Казахской ССР (ныне г. Байконур), могут применяться процентные надбавки в размерах и порядке, которые установлены Правительством РФ, что и осуществлено вышеприведенным приказом Минобороны России N 555 от 10 ноября 2008 года.
Поскольку истец является гражданкой Российской Федерации, работающей в российской организации, в соответствии с Соглашением от 12 октября 1998 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе "Байконур", на нее распространяется законодательство Российской Федерации.
Получение военнослужащими воинских частей, дислоцированных на космодроме "Байконур" и в г. Приозерске Карагандинской области Республики Казахстан, пенсионерами, государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, иными гражданами, проходящими службу или работающими на космодроме "Байконур", заработной платы с учетом районного коэффициента, а также социальных выплат гражданским персоналом войсковой части N, единовременных и ежемесячных пособий с учетом районного коэффициента, на что указывается в жалобе, прямо предусмотрено в специальных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы оплаты труда указанных категорий граждан, в частности, ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и касается исключительно лиц перечисленных категорий, к которым истец не относится.
При таких обстоятельствах правовых оснований для выплаты гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и иных органах Министерства обороны РФ, дислоцирующихся на космодроме "Байконур" и в г. Байконур, районного коэффициента 1,4 к заработной плате не имеется, и, следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что права истца в данном случае не нарушены.
В силу этого доводы истца о дискриминации ее прав, которую она связывала с неполучением ею оспариваемого районного коэффициента, судебная коллегия находит беспочвенными.
Ссылки в жалобе на иные законодательные и нормативные правовые акты, не устанавливающие, вопреки мнению ее автора об обратном, право истца на получение районного коэффициента, законность и обоснованность судебного решения под сомнение не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 13 февраля 2012 года об отказе в удовлетворении искового заявления Большаковой С. Г. к войсковой части N и ее ликвидационной комиссии о взыскании задолженности по выплате районного коэффициента 1,4 к заработной плате оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.