Кассационное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 23 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Карнишеваса В.С. и Ушаковой М.В., при секретаре Санфирове В.И., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца Карсакбаева Темирхана Адилхановича на решение 26 гарнизонного военного суда от 30 ноября 2011 года, которым ему отказано в удовлетворении искового заявления к войсковой части 00004 о взыскании денежной задолженности по выплате ему районного коэффициента 1,4 к заработной плате и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ушаковой М.В., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Карсакбаев обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что в период работы в войсковой части 00004 заработная плата ему выплачивается без учета районного коэффициента 1,4, установленного в городе Байконур к заработной плате рабочих и служащих городских предприятий.
Полагая свои права нарушенными, истец просил суд взыскать с указанной части в его пользу задолженность по выплате районного коэффициента, начиная с 30 декабря 2008 года по момент обращения в суд, в размере 370551 руб. 72 коп., и сумму процентов (денежной компенсации) за неполную и несвоевременную выплату заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, обязать командира воинской части в дальнейшем начислять и выплачивать ему заработную плату с учетом районного коэффициента 1,4, освободить его от уплаты государственной пошлины и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию причинного морального вреда в размере 5000 рублей.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении этих требований Карсакбаева полностью отказал.
Не соглашаясь с таким решением, истец в своей кассационной жалобе просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права, а дело направить на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы Карсакбаев, ссылаясь на статьи Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ, ГК РФ, ФЗ "О статусе военнослужащих", Закон РФ от 19 февраля 1993 года N4520-1, Распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N1644 РС, ФЗ от 30 декабря 2006 года N284-ФЗ постановление Правительства РФ от 1 октября 1994 года N1122, международные Соглашения между Правительством Российской Федерации правительством Республики Казахстан и другие нормативные акты и международные договоры, давая приведенным нормам и оспариваемому судебному решению свой подробный анализ и комментарий, делает вывод о том, что суд неверно истолковал нормы материального права, которые регулируют спорные правоотношения. Так, изложив анализ действующего законодательства, кассатор указывает, что распоряжением Совета Министров СССР N 1644 РС от 20 июля 1987 года, в г. Ленинске (ныне Байконур) установлен районный коэффициент 1,4 к денежному довольствию военнослужащих и заработной плате рабочих и служащих, работающих на предприятиях г. Байконур. Это распоряжение действует и в настоящее время, а поэтому заработная плата должна начисляться с учетом названного коэффициента.
Далее кассатор указывает, что гарнизонный военный суд, отказывая в исковых требованиях, не принял во внимание то, что районный коэффициент 1,4 выплачивается военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации космодрома "Байконур" и гражданскому персоналу, работающему в отдельных организациях и учреждениях города, что свидетельствует о дискриминации служащих и рабочих воинских частей космодрома. При этом, по мнению автора кассационной жалобы, выплата повышенного денежного оклада на 50% и денежной надбавки за обеспечение космических программ в размере 50% нельзя признавать альтернативной выплатой районного коэффициента, поскольку эти выплаты производятся независимо от места работы.
Не может служить основанием для отказа суда в предъявленных требованиях, по убеждению Карсакбаева, и то обстоятельство, что г. Байконур не входит в перечень районов Крайнего Севера РФ и приравненных к ним территорий, а также то обстоятельство, что отсутствует единый нормативный акт, определяющий размеры районных коэффициентов, поскольку войсковая часть 00004 и космодром Байконур фактически дислоцируется на территории "Приаралья", т.е. в месте, которое законодательством Республики Казахстан отнесено к неблагоприятным и где осуществляется компенсация заработной платы всему населению.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам оснований для её удовлетворения не находит.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки мнению кассатора, изложенному в жалобе, в статье 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящих военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссии, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих "формированиях" прямо указано, что в случае размещения воинских формирований в местах, которые, в соответствии с законодательством государства пребывания, признаны местностями с неблагоприятными климатическими, либо экологическими условиями, к заработной плате лиц, работающих в воинских формированиях, устанавливаются районные коэффициенты и (или) выплачиваются процентные надбавки. При этом размеры и порядок их выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации, в соответствии с перечнем должностей, определяемым Министерством обороны РФ.
Во исполнение вышеуказанного закона, Министром обороны РФ издан приказ N 555 от 10 ноября 2008 года, согласно п. 55 приложения N 2 которого, гражданскому персоналу, работающему в воинских частях, находящихся на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в районе экологического кризиса в размере 30процентов должностного оклада (тарифной ставки), а за обеспечение космических программ - 50процентов должностного оклада (тарифной ставки).
В судебном заседании установлено, что вышеуказанными компенсационными выплатами истец обеспечен в полном объеме.
Кроме того, при анализе распоряжения Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N 1644 РС, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что взамен выплаты районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинск Казахской ССР (ныне г. Байконур), могут применяться процентные надбавки в размерах и порядке, которые установлены Правительством РФ, что и осуществлено вышеизложенным приказом МО РФ N 555 от 10 ноября 2008 года.
Получение военнослужащими воинских частей дислоцированных на космодроме "Байконур" и в г. Приозерск Карагандинской области Республики Казахстан, пенсионерами, государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, проходящими службу или работающими на космодроме "Байконур", заработной платы с учетом районного коэффициента, а также социальных выплат гражданским персоналом войсковой части 00004, единовременных и ежемесячных пособий с учетом районного коэффициента, на что указывает кассатор, прямо предусмотрено в специальных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы оплаты труда указанных категорий граждан, в частности ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и касается исключительно лиц перечисленной категории, к которой истец не относится.
Соответственно, при таких обстоятельствах доводы кассатора о, якобы, допущенной судом дискриминации граждан, являются несостоятельными.
Не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного постановления и ссылка Карсакбаева на Закон Республики Казахстан от 30 июня 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье", поскольку в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 12 октября 1998 года, социальные гарантии граждан, работающих на комплексе "Байконур" в организациях МО РФ, обеспечиваются в соответствии с законодательством России, а не Республики Казахстан.
Таким образом, каких-либо неустранимых сомнений, которые следует толковать в пользу кассатора, по данному делу вопреки его мнению, не имеется. При этом само по себе несогласие Карсакбаева с выводами, содержащимся в обжалуемом судебном постановлении и иное понимание действующего законодательства по оспариваемому вопросу, не может свидетельствовать об их незаконности либо необоснованности обжалуемого судебного постановления.
Исходя их вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 347, 361, и 366 ГПК РФ, судебная коллегия,-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 30 ноября 2011 года по иску Карсакбаева Темирхана Адилхановича к войсковой части 00004 о взыскании денежной задолженности по выплате районного коэффициента 1,4 к заработной плате и компенсации морального вреда - оставить без изменения, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.