Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе: председательствующего судьи Баркаловой Т. И.,
судей Маслова А. К. и Богданова А. П.,
при секретаре Чуйко М. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 июля 2012 года
апелляционную жалобу УМВД России по Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 26 апреля 2012 года
по делу по иску Сергиенко В. И. к УМВД России по Белгородской области о возложении обязанности назначить и выплатить пенсию по инвалидности.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения представителя УМВД России по Белгородской области Мирошниченко Т. Н., поддержавшей приведенные в апелляционной жалобе доводы, представителя ФКУ "ГБ МСЭ" по Белгородской области Дикарева Е. Р., полагавшегося на усмотрение суда, возражения Сергиенко В. И., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергиенко В.И. с 24.08.1990 г. проходил службу в ОБППС УВД г. Белгорода в должности ***, приказом N318 л/с от 07.07.1999 г. в редакции приказа от 18.04.2011 г. N 198 л/с он уволен из ОВД с 08.07.1999 года по п."з" ч.6 ст. 19 Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья). 09.08.2011г. истцу установлена *** группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
Отделом пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Белгородской области Сергиенко В.И. с 09.08.2011г. назначена и выплачивается пенсия по инвалидности.
12.01.2012г. истец обратился в отдел пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Белгородской области с заявлением о выплате ему пенсии как инвалиду *** группы с декабря 1999г. по август 2011г.
Дело инициировано иском Сергиенко В.И., который просил признать незаконным бездействие должностных лиц УМВД России по Белгородской области по не рассмотрению его заявления от 12.01.2012 г., признать, что экспертами ФКУ "ГБ МСЭ по Белгородской области" установлено время наступления имеющейся у него инвалидности *** группы с декабря 1999г., возложить на УМВД России по Белгородской области обязанность по выплате в его пользу пенсии по инвалидности за период с момента наступления инвалидности в 1999г. по август 2011г., обязать ФКУ "ГБ МСЭ по Белгородской области" направить в УМВД России но Белгородской области документы для назначения ему пенсии по инвалидности со времени её наступления в 1999г.
Истец в судебном заседании исковые требования в части признания незаконным бездействия должностных лиц УМВД России по Белгородской области по не рассмотрению его заявления от 12.01.2012г., признании, что экспертами ФКУ "ГБ МСЭ по Белгородской области" установлено время наступления имеющейся у него инвалидности *** группы с декабря 1999г., возложения на ФКУ "ГБ МСЭ по Белгородской области" обязанности направить в УМВД России по Белгородской области документы для назначения ему пенсии по инвалидности со времени её наступления в 1999г. не поддержал. Требования к УМВД России по Белгородской области о возложении обязанности по выплате в его пользу пенсии по инвалидности уменьшил, просит возложить на УМВД России по Белгородской области обязанность назначить и выплатить ему пенсию по инвалидности за период с 01.07.2010г по 3 1.07.2011г.
Представители УМВД России по Белгородской области и УМВД России по г. Белгороду просили в удовлетворении уменьшенных исковых требований отказать.
Представитель ФКУ "ГБ МСЭ по Белгородской области" Дикарев Е.Р. оставил вопрос
об обоснованности уменьшенных исковых требований на усмотрение суда.
Решением суда иск удовлетворен. Возложена обязанность на УМВД России по Белгородской области назначить и выплатить Сергиенко В. И. пенсию по инвалидности за период с 01.07.2010г. по 31.07.2011г.
В апелляционной жалобе УМВД России по Белгородской области содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Сергиенко В. И. проходил службу в органах внутренних дел с 1990 г. по 1999 г., последнее его место службы и должность - ***, специальное звание ***. Приказом начальника УВД г. Белгорода N 318 л/с от 07.07.1999г. истец уволен из органов внутренних дел на основании п. "а" ст. 19 Закона "О милиции" (по собственному желанию) с 08.07.1999г. По результатам проведенного в период с 28.06.1999г. по 01.07.1999г. освидетельствования ВВК УВД но Белгородской области в период предстоящего увольнения заключением N 2215 от 01.07.1999 г. Сергиенко В.И. признан годным к военной службе. В мае 2010 г. он обратился с заявлением о пересмотре указанного заключения в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Им был предоставлен акт стационарной комплексной психолого-психиатрической экспертизы N 733 от 27.06.2000 г. ГНЦССП им. Сербского. 11.05.2010 г. Сергиенко В.И. был освидетельствован ВВК МСЧ УВД по Белгородской области, заключением N 854 признан ограниченно годным к военной службе. 28.02.2011г. военно-врачебной комиссией УВД по Белгородской области вынесено заключение, согласно которому Сергиепко В.И. признан ограниченно годным к военной службе на момент увольнения - 08.07.1999г. В связи с этим приказом начальника УВД по г. Белгороду от 18.04.2011 г. за N 198 л/с в приказ УВД г. Белгорода N 318 л/с от 07.07.1999г. внесены соответствующие изменения в части формулировки и основания увольнения, истец уволен из ОВД по п. "з" ч.6 ст. 19 Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья) с 08.07.1999г. В результате освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы 09. 08. 2012 г. истцу установлена *** группа инвалидности по причине получения заболевания в период прохождения военной службы, справка серии МСЭ N 2011 N 3062731 выдана 03.10.2011г. По обращению истца в декабре 2011г. в ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области об установлении времени наступления инвалидности экспертным составом Главного бюро N3 смешанного профиля с 22.12.2012г. по 23.12.2012г. в порядке контроля проведено освидетельствование Сергиенко В.И., по результатам которого установлено, что в 1999 г. у Сергиенко В.И. имелись ***, что могло быть основанием для установления ему *** группы инвалидности с причиной - заболевание получено в период военной службы на тот период.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон).
В силу ст. 19 указанного Закона право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Согласно ст. 20 данного Закона группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что время наступления инвалидности Сергиенко В. И. - декабрь 1999 г.; в период с 1999г. по 2011 г. истец не имел возможности пройти освидетельствование для установления группы инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы. Поэтому на основании ст. 19 Закона он имеет право на получение пенсии по инвалидности за указанный период с момента наступления инвалидности.
Оспариваемый судебный акт мотивирован тем, что согласно ч. 2 ст. 53 Закона при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев предшествующих дню обращения за ней; частью 2 ст. 58 Закона определено, что сумма пенсии, не полученная пенсионерам своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Суд также исходил из того, что этот Закон не регулирует вопросы ответственности за задержку с назначением пенсии за прошлое время при отсутствии вины, как самого пенсионера, так и пенсионного органа, в данном случае- УМВД России по Белгородской области. Задержка с назначением пенсии возникла вследствие того, что истец длительное время не мог получить необходимые для назначения пенсии документы. Поскольку право истца на своевременное получение пенсионных денежных выплат было нарушено, чем ему был причинен ущерб, то он имеет право на возмещение убытков в соответствии со статьями 15 и 1064 ГК РФ.
При этом судом не принято во внимание, что в соответствии со ст. 25 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 пенсия по инвалидности назначается
на период инвалидности,
установленной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй ст. 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны РФ, МВД РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности РФ. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством РФ ( ст. 51)
Пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются: лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, -
при установлении инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы либо вследствие несчастного случая или заболевания, полученных после увольнения, -
со дня установления инвалидности. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней(ст. 53).
В силу ст. 54 названного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121, от 06.02.2012 N 89, от 16.04.2012 N 318) в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утверждены Правила признания лица инвалидом.
Согласно п. 15. указанных Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (п. 19).
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации ( п. 29).
Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 35).
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы (п. 36).
Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе (п. 37)
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12. 11. 2009 г. N 909н утвержден "Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", согласно которому медико-социальные экспертизы проводятся специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). Основными задачами бюро являются установление факта наличия инвалидности, группы, причины, срока и время наступления инвалидности.
В акте медико-социальной экспертизы указывается принятое решение, связанное с установлением инвалидности ("установлена" или "не установлена"), дата вынесения решения, дата установления инвалидности, причина инвалидности, дата очередного переосвидетельствования и т. д. Данный акт подписывается руководителем бюро и заверяется оттиском печати.
При рассмотрении дела судом не принято во внимание, что в рассматриваемом случае в связи с отсутствием выписки из МСЭ с указанием периода инвалидности с 1999 г. по 2011 г. пенсионным органом МВД был направлен запрос в ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области от 02. 02. 2012 г. N 59/50. Из ответа от 22. 02. 2012 г. следует, что датой установления инвалидности является дата подачи гражданином заявления с приложенным направлением на экспертизу; заявления и направления на МСЭ от Сергиенко В. И. до 31. 08. 2011 г. не поступало, впервые он был признан инвалидом *** группы с 31. 08. 2011 г., ему была выдана справка об установлении факта признания инвалидом с 31. 08. 2011 г., учитывая, что документов (заявления с приложенным направлением на МСЭ) от Сергиенко В. И. в 1999 году не поступало в учреждение МСЭ (ВТЭК), справка об установлении группы инвалидности Сергиенко В. И. в 1999 г. не может быть выдана. О периоде инвалидности с 1999 г. по 2011 г. информация также отсутствует. В суде апелляционной инстанции представитель ФКУ "ГБ МСЭ по Белгородской области" Дикарев Е. Р. также подтвердил, что письменный ответ в свободной форме о наличии признаков инвалидности в 1999 г. не влечет правовых последствий.
Таким образом, вывод суда о наступлении инвалидности у истца с 1999 г. не соответствует собранным по делу доказательствам, поскольку факт установления инвалидности должен быть подтвержден только соответствующей выпиской из акта МСЭ установленной формы. Таких документов истец не представил в суд. В пункте 12. 1 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 27. 05. 2005 г. N 418 установлен перечень документов для назначения пенсии по инвалидности. Одним из необходимых документов является выписка МСЭ, устанавливающая дату, причину и группу инвалидности. Как следует из материалов дела, выписка из акта освидетельствования Сергиенко В. И. от 09. 08. 2011 г. поступила в пенсионный орган УМВД по Белгородской области 18. 10. 2011 г., с заявлением о назначении пенсии истец обратился 04. 10. 2011 г. Следовательно, пенсионный орган УМВД по Белгородской области правомерно назначил Сергиенко В. И. пенсию по инвалидности со дня установления ему *** группы инвалидности - 09. 08. 2011 г. Назначение пенсии по инвалидности с более раннего срока (с 1999 года) на основании не предусмотренных законом документов (письменного ответа МСЭ в свободной форме) не основано на законе.
Возлагая обязанность на ответчика по назначению пенсии Сергиенко В. С. за период с 01. 07. 2010 г. по 31. 07. 2011 г. суд оставил без внимания то, что в соответствии со ст. ст. 15, 1064 ГК РФ обязательным условием наступления ответственности за вред является наличие состава гражданского правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения и вину причинителя вреда, а также причинную связь между поведением причинителя вреда и причиненным ущербом.
Отсутствие одного из элементов вышеуказанного состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении иска.
Между тем, при рассмотрении дела суд исходил из отсутствия вины в несвоевременном установлении инвалидности как истца Сергиенко В. И., так и пенсионного органа УМВД по Белгородской области.
Более того, на основании ст. ст. 15, 1064 ГК РФ суд первой инстанции принял решение о возложении обязанности на ответчика по назначению пенсию истцу с более раннего срока, а не о возмещении причиненного несвоевременным назначением пенсии ущерба
При таких обстоятельства решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Сергиенко В. И. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 ч. 2, 330 ч. 1 п. 4 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 26 апреля 2012 года по делу по иску Сергиенко В. И. к УМВД России по Белгородской области о возложении обязанности назначить и выплатить пенсию по инвалидности отменить. По делу принять новое решение, которым Сергиенко В. И. отказать в удовлетворении требований о возложении обязанности на УМВД по Белгородской области по назначению и выплате пенсии по инвалидности за период с 01. 07. 2010 года по 31 июля 2011 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.