Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Николаевой Т.В. и Каракич Л.Л.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика ООО " Э."
на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия ООО " Э.", администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), выразившегося в непринятии мер по созданию общего нормативного запаса топлива на котельных " З.", " Р.", " Л." к отопительному сезону 2011-2012 годов незаконным, обязывании обеспечить нормативный запас топлива,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование иска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, прокурор указал, что в октябре 2011 года из-за отсутствия топлива была остановлена работа котельных " З.", " Р.", " Л.", прекращена подача тепловой энергии жителям трех микрорайонов города. При проведении проверки установлено отсутствие на указанных котельных нормативного неснижаемого запаса топлива, рассчитанного в соответствии с утвержденной методикой, обязанность поддержания которого установлена нормативными актами, в том числе, распоряжением мэра городского поселения.
Обеспечение топливом котельных, согласно договору от 1 января 2011 года N 19.1-Т, возложено на ответчика ООО " Э.", которым в нарушение распоряжения Правительства Иркутской области от 1 июня 2011 года N 173-РП не создано на котельных " З.", " Р." и " Л." нормативного эксплуатационного запаса топлива - твердого топлива на 45 суток, жидкого на 30 суток.
Контроль за наличием на котельных нормативного запаса топлива относится к ведению администрации Усть-Кутского МО.
Прокурор просил признать бездействие ООО " Э." и администрации незаконным, обязать ООО " Э." создать на котельных общий нормативный запас топлива (ОНЗТ), а администрацию - обеспечить создание ОНЗТ на котельных.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Администрация иск не признала, ссылаясь на то, что котельные переданы в ведение ООО Э.". Рекомендации Правительства Иркутской области, указанные в вышеуказанном распоряжении администрацией были исполнены.
Ответчик ООО " Э." иск не признал.
Решением суда бездействие ответчика ООО " Э." признано незаконным, на него возложена обязанность по созданию общего нормативного запаса топлива. В части требований к администрации отказано.
С решением суда не согласился ответчик ООО " Э.", в кассационной жалобе просил решение суда отменить в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заслушав доклад судьи Каракич Л.Л., объяснения прокурора Нарижняк О.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поддержавшей возражения на кассационную жалобу, проверив решение по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд установил, что в соответствии с договором от 16 декабря 2010 года N 30-У котельные " З.", " Р." и " Л." КУМИ города переданы в аренду ООО " Э.". В отношении котельных " З." и " Л." между КУМИ и ООО " Э." заключены концессионные соглашения сроком на 5 лет. Согласно Уставу одним из видов деятельности ООО " Э." является обеспечение работоспособности котельных. По договору теплоснабжения от 1 января 2011 года N 19.1-Т между ООО " Э." и ООО УК " Ф." ответчик обязался в течение отопительного периода поставлять ресурсы для оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отопления для потребителей, проживающих в многоквартирных домах.
На территории г. Усть-Кута договоры с поставщиками на поставку топлива для работы котельных заключаются самостоятельно предприятиями, эксплуатирующими котельные, что подтверждается письмом главы города от 1 сентября 2011 года N м-1544, договорами поставки, перевозки, хранения нефтепродуктов, заключенными ООО " Э." в период сентября-декабря 2011 года с поставщиками жидкого топлива.
Согласно Инструкции об организации работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной приказом Минэнерго России от 4 сентября 2008 N 66, норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).
Согласно п. 15 Инструкции НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии.
Инструкцией также определена методика расчетов ННЗТ, объем которого зависит от временем, необходимого для доставки топлива от поставщика до теплоисточника, и НЭЗТ, определяемый в зависимости от планового среднесуточного расхода топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и обеспечивающий работу котельной на твердом топливе на 45 суток, на жидком - на 30 суток.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 1 июня 2011 года N 173-рп о подготовке к отопительному сезону 2011-2012 годов главам муниципальных образований рекомендовано обеспечить завоз топлива, организовать работу по созданию его нормативных запасов к началу отопительного сезона.
Согласно распоряжению и.о. главы Усть-Кутского МО городского поселения от 13 сентября 2011 года N 52-р нормативный неснижаемый запас жидкого топлива должен быть обеспечен на 7 суток.
Проверяя доводы прокурора о бездействии ООО " Э." по созданию на котельных общего нормативного запаса топлива, суд нашел им подтверждение. Установлено, и не оспаривалось ответчиками, что к началу отопительного сезона (15 сентября - по постановлению главы города) на котельных " З.", " Р." и " Л.", находящихся в ведении ООО " Э.", отсутствовал не только определенный нормативами запас топлива, но и образовался его дефицит, что привело к перебоям в теплоснабжении жилых районов и поставило под угрозу права потребителей на нормальное жизнеобеспечение.
Общий нормативный запас топлива, который для котельной " З." составляет 296 тонн (ННЗТ - 56 тонн, НЭЗТ - 240 тонн), для котельной " Р." - 700 тонн (ННЗТ - 125,5, НЭЗТ - 570), для котельной " Л." - 735 тонн (ННЗТ - 134,4, НЭЗТ - 600) отсутствует и на момент разрешения настоящего спора.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным бездействие ООО " Э." и возложил на данного ответчика обязанность по созданию на теплоисточниках общего нормативного запаса топлива, рассчитанного в соответствии с установленной методикой.
При этом суд обоснованно отклонил доводы ответчика об отсутствии обязанности поддержания на котельных эксплуатационного запаса топлива, как не основанные на приведенных нормах права.
Не могут быть приняты во внимание по тем же мотивам и аналогичные доводы ООО " Э.", изложенные в кассационной жалобе.
Отказывая в удовлетворении требований, предъявленных к администрации, суд обоснованно сослался на отсутствие в приведенных прокурором нормативных актах правовых норм, возлагающих на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению общего нормативного запаса топлива на котельных к отопительному сезону. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Соглашаясь с данным выводом суда, судебная коллегия также принимает во внимание, что для признания незаконным бездействия либо действий должностных лиц органов местного самоуправления необходимо четко установить нарушение конкретной нормы федерального закона, за которое наступает предусмотренная законом ответственность, поскольку в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба населению виновные лица могут быть привлечены к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности в виде возмещения причиненного ущерба.
Учитывая вышеуказанные требования закона и компетенцию органов местного самоуправления, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований в этой части.
Все доводы кассационной жалобы не являются основаниями к отмене решения суда по данному делу, которое судебная коллегия признает законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Т.В. Николаева
Л.Л. Каракич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.