Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Николаевой Т.В. и Каракич Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца Подымахиной А.У.
на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 21 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску Подымахиной А.У. к территориальным управлениям Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Усть-Кутскому и Казачинско-Ленскому районам о признании права на получение жилищной субсидии, признании решения комиссии по учету граждан и распределению жилищных субсидий выезжающих из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, незаконным, восстановлении на регистрационном учете,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований Подымахина А.У. указала, что проживала в Казачинско-Ленском районе и с "Дата обезличена" декабря 1995 года состояла на учете на получение субсидии в порядке ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в территориальном управлении Министерства социального развития.
В июне 2005 года она продала свою квартиру в пос. М., и выехала на постоянное жительство в город У., в 2007 году обратилась в территориальный орган соцзащиты и была поставлена на учет на получение субсидии в связи с выездом с "Дата обезличена" декабря 1995 года - даты первоначального учета по прежнему месту жительства, и с этого времени ежегодно проходила перерегистрацию.
Решением комиссии территориального органа соцзащиты Усть-Кутского района от "Дата обезличена" 2011 года дата ее регистрационного учета была изменена с "Дата обезличена" декабря 1995 года на "Дата обезличена" июня 2007 года - дату обращения в Управление Усть-Кутского района. Основанием изменения очередности явилось перемена места постоянного жительства, а первоначальное включение в список с 1995 года признано ошибочным. В Казачинско-Ленском районе она также снята с регистрационного учета приказом от "Дата обезличена" года N "Номер обезличен", как указано, по ее личному заявлению в связи с выездом на постоянное жительство в другую местность, хотя такого заявления она не подавала.
В настоящее время она состоит на регистрационном учете в Усть-Кутском районе с момента обращения - с "Дата обезличена" июня 2007 года, а период нахождения на учете с 1995 по 2007 год ею утрачен по независящим от нее причинам.
Считает, что действиями ответчиков ей созданы препятствия для реализации права получения социальной выплаты на приобретение жилья за пределами местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что является незаконным. Предусмотренных законом оснований для снятия ее с учета в Казачинско-Ленском районе не имелось, об этом ее не уведомляли. Законом также не предусмотрено изменение даты учета, поэтому действия органа соцзащиты Усть-Кутского района также неправомерны.
Просила признать решение комиссии по вопросам учета граждан и распределения жилищных субсидий в Усть-Кутском районе об изменении даты учета незаконным, восстановить её на учете с "Дата обезличена" декабря 1995 года.
В судебном заседании Подымахина А.У. и её представитель Крючков С.Е. заявленные требования поддержали.
Представитель управления социального развития по Усть-Кутскому району Николаева А.А. иск не признала, настаивая на том, что учет по месту постоянного жительства согласно закону произведен со дня обращения, изменение в список внесено в целях устранения ранее допущенной ошибки.
Представитель управления социального развития в Казачинско-Ленском районе в письменном отзыве указал, что Подымахина А.У. была снята с учета законно, в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы района на основании подп. "б" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879.
Решением суда в удовлетворении требований Подымахиной А.У. отказано.
В кассационной жалобе Подымахина А.У. просит решение суда отменить по мотивам его незаконности и необоснованности. Считает, что суд не указал, на каких доказательствах основаны выводы в решении, не дано оценки доказательствам, представленным истцом, не принято во внимание, что ответчик не представил документальное подтверждение существования в 2007 году иного порядка учета граждан.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Каракич Л.Л., проверив решение суда по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета, с 1 января 2003 года регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу ст. 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Иркутской области такими полномочиями наделено Министерство социального развития, опеки и попечительства и его территориальные органы, которые осуществляют учет граждан, желающих воспользоваться правом на социальную выплату при выезде, в соответствии с Порядком организации работы по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 18 декабря 2008 года N 115-пп (п. 3, 4).
Законом установлен заявительный порядок реализации права на субсидию, определен порядок формирования очередности.
Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ и принятыми в его развитие постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 (в редакции, действовавшей на день рассмотрения спора), постановлением Правительства Иркутской области от 18 декабря 2008 года N 115-пп установлен порядок формирования списков граждан на получение жилищных субсидий. Предоставление жилищных субсидий производится на основании списков, сформированных по категориям граждан (инвалиды, пенсионеры, работающие) в очередности, соответствующей дате принятия на учет.
Согласно Положению о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879, очередность предоставления социальных выплат определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет.
Основания для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья установлены пунктом 21 Положения. Одним из таких оснований в силу подпункта "б" является переезд на постоянное место жительства в другую местность. В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях (пункт 20).
Судом установлено, что Подымахина А.У. с 1995 года состояла на учете на получение субсидии в порядке Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ по месту жительства в Казачинско-Ленском районе. В 2005 году она выехала на постоянное место жительства в г. У ... В 2008 году решением надлежащего органа истица была снята с регистрационного учета на основании сведений миграционной службы о выезде из Казачинско-Ленского района по основаниям пункта 21 подпункта "б" Положения. При этом в силу приведенных правовых норм для снятия с учета ее заявления не требовалось, и указание на такое заявление в приказе управления существенного значения не имеет. Также не имеет существенного значения и то, что о снятии с учета она уведомлена не была.
С заявлением о постановке на учет в Усть-Кутское территориальное управление социального развития Подымахина А.У. обратилась "Дата обезличена" июня 2007 года, что ею не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что законных оснований для признания права истца на получение жилищной субсидии с "Дата обезличена" декабря 1995 года не имеется.
Также правильно суд признал, что дата регистрационного учета Подымахиной А.У. изменена на дату ее обращения с соответствующим заявлением в управление социального развития в Усть-Кутском районе по постоянному месту жительства на законном основании, поскольку право состоять на учете до даты подачи такого заявления у нее отсутствует.
Тот факт, что первоначально Подымахина А.У. ошибочно была поставлена на учет с 1995 года, не может являться основанием для признания решения комиссии от "Дата обезличена" 2011года N "Номер обезличен" незаконным и восстановлении на регистрационном учете, поскольку право состоять на учете с "Дата обезличена" декабря 1995 года у истца отсутствует. В данном случае действия управления не нарушают прав истца, а направлены на исправление ранее допущенной ошибки, которая могла бы отразиться на правах иных лиц, состоящих на учете.
Доводы Подымахина А.У. и её представителя о том, что период нахождения на регистрационном учете с 1995 по 2007 год утрачен по не зависящим от истца причинам, не соответствует фактическим обстоятельствам. Как видно из материалов дела, Подымахина А.У. добровольно изменила место постоянного жительства, по своему усмотрению только в 2007 году обратилась в компетентный орган для постановки на учет, что и повлекло предусмотренные законом последствия в виде утраты права на получение социальной выплаты с 1995 года.
Выводы суда в решении мотивированы, основаны на исследованных доказательствах, при оценке которых судом правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 21 ноября 2011 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Т.В. Николаева
Л.Л. Каракич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.