Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Малиновской А.Л. и Каракич Л.Л.,
при секретаре Нечкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Усть-Кута в интересах Шевченко Л.А. к Администрации Усть-Кутского муниципального образования, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилого помещения, об обязывании предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе ответчика администрации Усть-Кутского МО
на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 2 февраля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование иска прокурор указал, что Шевченко Л.А. "Дата обезличена" года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ее мать умерла, отец лишен родительских прав. При помещении в детское учреждение жилье за ней не закреплялось.
С августа 2006 года Шевченко Л.А. состоит на учете в Усть-Кутском муниципальном образовании (городское поселение) для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, номер регистрации в списке "Номер обезличен".
Администрацией Усть-Кутского городского поселения Шевченко Л.А. по договору социального найма предоставлено жилое помещение по "Адрес", общей площадью 11,8 кв.м.
Данное жилое помещение не отвечает требованиям закона по норме площади (33 кв. метра), ниже нормы предоставления, установленной на территории муниципального образования. До настоящего времени право Шевченко Л.А. на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и Законом Иркутский области от 22 июня 2010 года N 50-оз не реализовано. Администрацией УКМО в предоставлении жилого помещения ей отказано.
Прокурор просил суд признать право Шевченко Л.А. на получение гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать администрацию УКМО предоставить ей взамен ранее выделенного жилое помещение, соответствующее требованиям ст. 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз.
В судебном заседании прокурор Чугунова С.В., истец Шевченко Л.А. поддержали заявленные требования.
Представитель администрации УКМО Садыкова Е.П. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что у Шевченко Л.А. отсутствует право на обеспечение жильем по указанным в иске основаниям, администрация является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Наймодателем по предоставленному истцу жилому помещению является УКМО (городское поселение), и замена жилого помещения не возможна.
Решением суда за Шевченко Л.А. признано право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и Законом Иркутский области от 22 июня 2010 года N 50-оз, обязанность предоставления жилого помещения, соответствующего нормам, площадью не менее 33 кв. метра возложена на администрацию УКМО. В иске к Министерству социального развития отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что судом допущены нарушения норм материального права, обязанность обеспечения жильем возложена не на того ответчика, в полном объеме не разрешены заявленные прокурором требования.
Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на жалобу представлены возражения.
Заслушав доклад по делу, объяснения прокурора Дудиной В.П., поддержавшей доводы иска и возражавшей против апелляционной жалобы, проверив обстоятельства дела в пределах доводов жалобы и возражений против нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 8 Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, однократно предоставляются по договорам социального найма жилые помещения общей площадью 33 квадратных метра. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения может отклоняться от установленного не более чем на 5 квадратных метров в зависимости от конструктивных и технических параметров дома. При этом жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В силу статьи 5 Закона финансирование расходов на предоставление жилья производится за счет средств областного бюджета.
Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года N 52-оз органы местного самоуправления, в их числе - Усть-Кутское муниципальное образование, наделены областными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями на территории соответствующих муниципальных образований детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установлено, что Шевченко Л.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, и в этом статусе в 2006 году была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилья в Усть-Кутском муниципальном образовании (городское поселение).
Из материалов дела также следует, что в 2009 году администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) Шевченко Л.А. по договору социального найма предоставлено жилое помещение общей площадью 11,8 кв.м., жилой площадью 7,4 кв.м.
Поскольку предоставленное Шевченко Л.А. жилое помещение имеет площадь менее установленной законом, нельзя признать, что в отношении нее предусмотренная Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз гарантия по обеспечению жилым помещением исполнена.
Отказ администрации Усть-Кутского муниципального образования в предоставлении жилья Шевченко Л.А. является незаконным, ее нарушенное право подлежит восстановлению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, его вывод о том, что Шевченко Л.А. жильем не обеспечена и имеет право на получение жилого помещения, соответствующего требованиям статьи 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз, является правильным.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Шевченко Л.А. жилого помещения вне очереди на администрацию Усть-Кутского муниципального образования, признав ее надлежащим ответчиком, что следует из системного толкования приведенных выше норм федерального и областного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, поэтому обязанность по предоставлению жилого помещения Шевченко Л.А. должна быть возложена на уполномоченный орган - Министерство социального развития, основаны на неправильном толковании закона.
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о том, что Шевченко Л.А. уже получила жилое помещение по договору социального найма, поскольку предоставленная ей комната в общежитии по "Адрес" имеет площадь менее установленной законом. Судебная коллегия не может согласиться с изложенной в жалобе позицией ответчика о том, что обеспеченность жильем менее установленной законом нормы площади не является основанием для внеочередного предоставления другого жилого помещения.
Указание в жалобе на то, что судом не разрешен вопрос о судьбе жилого помещения, находящегося в пользовании истца по договору социального найма, на права ответчика и в целом на оценку законности вынесенного по делу решения не влияет. Комната в общежитии по "Адрес" предоставлена Шевченко Л.А. администрацией другого муниципального образования - Усть-Кутского городского поселения, и предметом данного спора не являлась.
Выводы суда подробно мотивированы, подтверждаются материалами дела, соответствуют требованиям Конституции РФ, статей 50, 57 Жилищного кодекса РФ, положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Законов Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз, от 29 июня 2010 года N 52-оз и оснований для признания их неправильными не имеется.
Судебная коллегия признает решение суда законным, обоснованным и отклоняет апелляционную жалобу, как не содержащую доводов, способных повлиять на оценку решения и явиться основанием к его отмене.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права - статью 57 Жилищного кодекса РФ, статью 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в его выводах указано на наличие у Шевченко Л.А. права на внеочередное обеспечение жильем. Однако в резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения вне очереди упущено, что судебная коллегия считает необходимым без изменения решения суда первой инстанции восполнить в апелляционном определении.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 2 февраля 2012 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения в абзаце третьем перед словами "жилое помещение" словами "вне очереди".
Апелляционную жалобу администрации Усть-Кутского муниципального образования оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи А.Л. Малиновская
Л.Л. Каракич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.