Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Симаковой Н.К. и Каракич Л.Л.,
при секретаре Нечкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахомовой Ю.Б. к ФГУ " Г." о признании права на получение группы инвалидности
по апелляционной жалобе истца Пахомовой Ю.Б. на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 16 марта 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование требования Пахомова Ю.Б. указала, что 15 декабря 2008 года Федеральным Государственным учреждением " Г." на основании справки о результатах освидетельствования был изменен срок окончания инвалидности до 1 октября 2008 года, который изначально был установлен бессрочно. Следствием изменения срока инвалидности явилось прекращение выплат пенсии по инвалидности.
По сообщению ФГУ " Г." основанием для переосвидетельствования явилось отсутствие акта, на основании которого была определена инвалидность. Считает, что никаких законных оснований для переосвидетельствования и изменения срока инвалидности не было.
Просила признать право на получение группы инвалидности в связи с имеющимся заболеванием с 1 октября 2008 года.
В судебном заседании Пахомова Ю.Б. и ее представитель Ильиных С.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в письменных возражениях иск не признал.
Решением суда в удовлетворении требований Пахомовой Ю.Б. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Пахомовой Ю.Б. Ильиных С.В. указал на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Ссылается на грубое нарушение 7 экспертным составом ГБ МСЭ порядка проведения медико-социальной экспертизы.
Заслушав доклад судьи Каракич Л.Л., объяснения представителя Пахомовой Ю.Б. - Ильиных С.В., поддержавшего апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
До 7 марта 2006 года порядок и условия признания лица инвалидом регулировались Положением о признании лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 965.
Согласно пункту 20 Положения инвалидность I группы устанавливалась на 2 года, II и III группы - на 1 год. В соответствии с пунктом 29 Положения без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливалась мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно которым инвалидность устанавливается при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
Условиями признания гражданина инвалидом в соответствии с пунктом 5 Правил являются в совокупности - нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности; необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Установленное пунктом 9 Правил условие о сроке, на который в зависимости от группы устанавливается инвалидность, аналогично сроку, определенному в пункте 20 Положения, действовавшего на январь 2006 года.
Пункт 13 Правил предусматривает, что группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования устанавливается не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, согласно утвержденному Перечню, не позднее 4 лет - в случае невозможности устранения или уменьшения в ходе реабилитации степени ограничения жизнедеятельности.
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено по указанным основаниям при первичном освидетельствовании в случае отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу.
В соответствии со статьей 8 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядок деятельности которых регулируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2009 года N 906н, изданным вместо ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 года N 805. И тот и другой нормативный акт предусматривают полномочия Главного бюро МСЭ на проведение по собственной инициативе повторного освидетельствования граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменение либо отмену решения бюро (подпункт "б" пункта 6 постановления N 805 и приказа N 906н).
Согласно материалам дела, Пахомовой Ю.Б. 16 января 2006 года впервые установлена инвалидность "данные изъяты" группы по общему заболеванию бессрочно.
В ходе проверки филиала N "Номер обезличен" ГБ МСЭ (г. Усть-Кут) Главное бюро МСЭ по Иркутской области установило ряд несоответствий в медико-экспертных документах Пахомовой Ю.Б., в связи с чем, было инициировано ее контрольное очное переосвидетельствование, на которое она не явилась. Поэтому переосвидетельствование было проведено заочно, в результате экспертное решение филиала N "Номер обезличен" от 16 января 2006 года изменено в части срока инвалидности, срок окончания инвалидности установлен до 1 октября 2008 года. В настоящее время Пахомова Ю.Б. инвалидности не имеет.
Проверяя установленные по делу обстоятельства применительно к приведенным правовым нормам, судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что у экспертного органа имелись полномочия и законные основания для назначения контрольного переосвидетельствования истца на предмет наличия инвалидности и изменения срока инвалидности.
Следует признать правильным суждение суда первой инстанции о том, что впервые инвалидность истцу была установлена с нарушением действующего порядка, без определения срока, по заболеванию, которое медицинскими исследованиями и документами не было подтверждено, и снята инвалидность правомерно.
Эти выводы суда первой инстанции, поддерживаемые судебной коллегией, основаны на анализе и оценке в совокупности актов освидетельствования Пахомовой Ю.Б. во ВТЭК N "Номер обезличен" от 6 января 2006 года и N "Номер обезличен" от 1 декабря 2008 года, заключением проведенной по делу судебной медико-социальной экспертизы.
В акте N "Номер обезличен" отсутствуют сведения о направлении на МСЭ, данные объективного обследования и его результаты, обоснования экспертного решения, не указаны диагноз, группа и срок инвалидности.
Из акта 2008 года N "Номер обезличен" следует, что Пахомовой Ю.Б. с 16 января 2006 года установлена "данные изъяты" группа инвалидности, основной диагноз - "данные изъяты", причина инвалидности - "данные изъяты", инвалидность установлена на срок до 1 октября 2008 года.
Вместе с тем, никаких объективных данных о наличии у Пахомовой Ю.Б. заболевания "данные изъяты" в материалы дела не представлено, сама истица наличие такого заболевании отрицает.
Из экспертного заключения от 16 февраля 2012 года следует, что на 1 октября 2008 года оснований для установления группы инвалидности Пахомовой Ю.Б. не имелось. В настоящее врем оснований для установления инвалидности также нет, поскольку при очном освидетельствовании у Пахомовой Ю.Б. заболеваний, приводящих к ограничению жизнедеятельности, не выявлено, а имеющиеся у нее заболевания не приводят к ограничениям жизнедеятельности и основанием для установления инвалидности не являются.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Пахомовой Ю.Б. о признании за ней права на установление с 1 октября 2008 года инвалидности по имеющемуся заболеванию.
Не имеет под собой оснований указание в апелляционной жалобе на нарушения порядка проведения медико-социальной экспертизы, допущенные экспертным составом ГБ МСЭ. Как видно из экспертного заключения, освидетельствование Пахомовой Ю.Б. проведено надлежащим составом экспертов, имеющих необходимую квалификацию и предупрежденных об ответственности, которыми исследовались в полном объеме представленные на экспертизу медицинские документы. В заключении изложены полные и ясные ответы на поставленные перед экспертами вопросы. Оценивая заключение экспертизы с учетом требований статей 59, 60, 67, 84, 86, 87 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции обоснованно признал его допустимым доказательством и не усмотрел оснований для назначения повторной экспертизы.
Судебная коллегия также учитывает, что при наличии соответствующих медицинских показаний Пахомова Ю.Б. не лишена возможности пройти медико-социальное освидетельствование для определения наличия у нее инвалидности в установленном законодательством порядке.
Обжалуемое решение судебная коллегия признает законным, обоснованным и не находит оснований для его отмены в апелляционном порядке. По изложенным выше мотивам апелляционная жалоба отклоняется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИ А:
Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 16 марта 2012 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Н.К. Симакова
Л.Л. Каракич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.