Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Симаковой Н.К. и Каракич Л.Л.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кориаули Т.Б. к Шанава Н.Л., Чистякову А.А. о включении в число наследников первой очереди по закону и признании права на наследственное имущество
по апелляционной жалобе истца Кориаули Т.Б. на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 5 марта 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных исковых требований Кориаули Т.Б. указала, что приходится дочерью Шанава Н.Л., которая в мае 2000 года зарегистрировала брак с Чистяковым А.В.
С этого времени они проживали втроем, вели совместное хозяйство, имели общий бюджет. Отчим наравне с матерью ее воспитывал и содержал.
С 2008 года она обучается в "данные изъяты" университета, в настоящее время является студенткой "данные изъяты"-го курса. Со времени поступления на очную форму обучения наследодатель продолжил содержать ее, оплачивал обучение, отправлял деньги, которые являлись средством существования.
"Дата обезличена" Чистяков А.В. умер, после его смерти открылось наследство, к наследованию призваны ее мать Шанава Н.Л. и сын наследодателя Чистяков А.А.
Полагает, что как падчерица Чистяков А.В. имеет право наследования по закону наравне с наследниками первой очереди, поскольку с 2000 года по день смерти наследодателя находилась на его иждивении.
Кориаули Т.Б. просила включить ее в число наследников первой очереди по закону и признать за ней право на наследуемое имущество наравне с наследниками первой очереди.
Представитель Кориаули Т.Б. Ильиных С.В. заявленные требования в судебном заседании поддержал.
Ответчик Чистяков А.А. в судебном заседании не присутствовал.
Ответчик Шанава Н.Л. исковые требования признала.
Решением суда в удовлетворении требований Кориаули Т.Б. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм процессуального права. Полагает, что судом неправильно оценены представленные доказательства о нахождении Кориаули Т.Б. на иждивении Чистякова А.В.
Заслушав доклад судьи Каракич Л.Л., объяснения представителя Кориаули Т.Б. Ильиных С.В., поддержавшего иск и апелляционную жалобу, проверив обстоятельства дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что наследодатель Чистяков А.В. с 2000 года состоял в зарегистрированном браке с Шанава Н.Л., проживал по "Адрес" вместе со своей супругой Шанава Н.Л. и ее дочерью истцом Кориаули Т.Б.
14 февраля 2011 года Чистяков А.В. умер, после его смерти открылось наследство. В силу статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону к имуществу Чистякова А.В. являются его супруга Шанава Н.Л. и сын Чистяков А.А., которые заявили о правах на наследство, что подтверждается материалами наследственного дела.
Кориаули Т.Б. приходится Чистякову А.В. падчерицей и в соответствии с пунктом 3 статьи 1145 ГК РФ при наличии наследников первой очереди по закону к наследованию не призывается.
Согласно пункту 1 статьи 1148 ГК РФ граждане, относящиеся к наследникам по закону второй и последующих очередей, нетрудоспособные ко дню открытия наследства, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию, наследуют по закону вместе и наравне с наследниками этой очереди, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет.
При решении вопроса, является ли гражданин нетрудоспособным, и состоял ли он на иждивении наследодателя, необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которыми определен круг нетрудоспособных лиц. Иждивение лиц, достигших 18-ти лет, подлежит доказыванию.
Таким образом, для установления факта нахождения на иждивении в целях оформления права на наследство необходимо, чтобы иждивенец был нетрудоспособен ко дню смерти наследодателя и находился на иждивении наследодателя не менее года до его смерти.
При этом правовые последствия факта нахождения лица на иждивении для получения наследства возникают в том случае, когда предоставляемые для него средства являлись основным и постоянным источником существования. Предоставление нерегулярной, эпизодической или незначительной материальной помощи со стороны наследодателя иждивения не означает.
Согласно пункту 9 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ падчерица признается иждивенцем умершего отчима, если находилась на его воспитании и содержании, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Данный вопрос урегулирован в пункте 43 Перечня документов, необходимых для установления пенсии, согласно которому в качестве документов, подтверждающих факт нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего отчима (мачехи), предъявляются: справка жилищных органов или органов местного самоуправления, справки о доходах членов семьи и иные документы, содержащие требуемые сведения (совместное постановление Минтруда и Пенсионного фонда от 27 февраля 2002 года).
В соответствии же со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кориаули Т.Б., родившаяся 8 июня 1991 года, к моменту смерти Чистякова А.В. достигла возраста 19 лет, с 2000 года проживала с наследодателем, тот факт, что до 2008 года отчим наравне с матерью участвовал в ее воспитании и содержании, подтверждают свидетели.
С 2008 года Кориаули Т.Б. проходит обучение по очной форме на платной основе в высшем учебном заведении за пределами Российской Федерации, куда поступила самостоятельно.
Доказательств нетрудоспособности Кориаули Т.Б. к моменту смерти Чистякова А.В. в деле не имеется.
Не подтверждено надлежащими доказательствами и то, что Кориаули Т.Б. не менее года до смерти наследодателя находилась на его иждивении, получала постоянную помощь от Чистякова А.В., которая являлась для нее основным и единственным источником существования.
Оценивая банковские документы, пояснения сторон и показания свидетелей, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что в совокупности они не подтверждают того, что в последний год жизни Чистяков А.В. оказывал Кориаули Т.Б. помощь, которая являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Из представленных в дело доказательств видно, что помощь Чистякова А.В. носила нерегулярный характер.
Оценка доказательствам дана судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и судебная коллегия не может согласиться с доводами о том, что она является необъективной.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда основаны на фактических обстоятельствах, мотивированы соответствуют требованиям материального закона. Нарушения норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом также не допущено.
Судебная коллегия признает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 5 марта 2012 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Н.К. Симакова
Л.Л. Каракич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.