Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С., Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Арбатской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цыганкова В.Я. о признании незаконным отказа администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка,
по апелляционной жалобе администрации г. Иркутска на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 14 июня 2012 года.
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований Цыганков В.Я. указал, что является инвалидом ... группы вследствие военной травмы и имеет право на льготы и преимущество, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны. На основании Федерального закона N181 от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ" он 21.06.2010 написал заявление на имя Губернатора Иркутской области с просьбой выделить земельный участок S- 25 кв. м на праве аренды для размещения капитального гаража.
На заявление получил положительное извещение из Министерства имущественных отношений о соответствии документов для принятия заявления к рассмотрению. Министерство имущественных отношений направило запрос о возможности предоставления земельного участка в Комитет имущественных отношений города Иркутска и в комитет по градостроительной политике г. Иркутска, на что был получен положительный ответ.
Начальником отдела архитектуры по Октябрьскому округу Дзюба Л.Н. выбран участок в конце ул. ... возле стоящих гаражей и был дан ответ заместителем Министра Иркутской области Деминой Н.А., что формирование земельного участка возможно. Была составлена ситуационная схема земельного участка, которая направлена в земельную комиссию по Иркутской области. На комиссии принято решение о предоставлении земельного участка под размещение капитального гаража площадью ... кв. м. В комитете по градостроительной политике г. Иркутска заявителю выдали лист необходимых согласований с рядом инстанций для дальнейшего оформления документов.
В течение полутора лет истец получил все необходимые согласования, осталось утвердить схему участка мэром г. Иркутска. Отделом архитектуры по Октябрьскому округу был направлен полный пакет документов в приемную мэра г. Иркутска Дата обезличена, который должен был быть рассмотрен в течение месяца.
Обратившись с заявлением на имя мэра г. Иркутска об ускорении рассмотрения данного вопроса, он получил отказ о согласовании схемы земельного участка подписанный заместителем мэра - председателем комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска Девочкиным Е.Г.
С учетом уточненного заявления, Цыганков В.Я. просил суд признать незаконным отказ администрации г. Иркутска от Дата обезличена Номер обезличен; обязать администрацию г. Иркутска предоставить земельный участок на праве аренды и утвердить схему расположения земельного участка под капитальное строительство гаража, расположенного по адресу: ...
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ администрации г. Иркутска от Дата обезличена Номер обезличен в формировании земельного участка по адресу: ... , на администрацию г. Иркутска возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка под строительство гаража. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Иркутска просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований в полном объеме. В качестве доводов к отмене решения указано, что вывод суда о том, что обжалуемое письмо администрации г. Иркутска от 29.12.2011 является документом, препятствующим принятию Правительством Иркутской области решения о предоставлении земельного участка необоснован, поскольку указанное письмо адресовано только Цыганкову В.Я., а не министерству имущественных отношений Иркутской области. Судом не учтено, что администрация г. Иркутска не является органом, на который может быть возложена обязанность по формированию земельного участка. Заявителем жалобы отмечено, что судом в нарушение ст. 1 ГК РФ, ст. 258 ГПК РФ признан незаконным отказ в формировании земельного участка, при этом на орган, решение которого признано незаконным, возложена обязанность не по формированию земельного участка, а по утверждению схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Петуховой В.Г., объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьями 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 разъяснено, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
На основании ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Аналогичные положения по разрешению указанных вопросов нашли свое отражение и в Законе Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск".
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Цыганков В.Я., реализуя свое преимущественное право в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обратился с заявлением в установленном законом порядке о выделении ему земельного участка на праве аренды для размещения капитального гаража. Министерство имущественных отношений направило запрос в Администрацию г. Иркутска - Комитет имущественных отношений г. Иркутска и в Комитет по градостроительной политике г. Иркутска о возможности предоставления земельного участка заявителю, на что был получен положительный ответ. Начальником отдела архитектуры по Октябрьскому округу Дзюба Л.Н. выбран земельный участок по ... возле стоящих гаражей и дан ответ о возможности формирования земельного участка (л.д.9). Составлена ситуационная схема земельного участка и земельной комиссией по Иркутской области принято решение о предоставлении земельного участка под размещение капитального гаража по указанному адресу площадью ... кв.м.( л.д.10,11). Для дальнейшего оформления документов вопрос о предоставлении земельного участка был согласован с указанными в листе согласования лицами, в том числе и с заместителем мэра - председателем комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска Девочкиным Е.Г.
Вместе с тем, судом установлено, что в январе 2012 года заявитель получил отказ о согласовании схемы земельного участка, подписанный заместителем мэра - председателем комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска Девочкиным Е.Г по мотиву того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами и на расстоянии 15 метров от территории детского сада.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции, проанализировав положения приведенных выше норм земельного законодательства, правомерно констатировал, что согласование и утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления. Невыполнение Администрацией г.Иркутска данных обязанностей, препятствует заявителю реализовать свое право на приобретение земельного участка в аренду, что невозможно без утверждения схемы расположения земельного участка.
В этой связи, суд правильно счел незаконным отказ администрации г.Иркутска в подготовке и утверждении заявителю схемы расположения земельного участка, поскольку заинтересованным лицом не предоставлено допустимых доказательств в подтверждение мотивов отказа, а имеющимися в деле доказательствами указанные в письме от Дата обезличена обстоятельства, не нашли своего подтверждения.
Вместе с тем, суд, правомерно отказал в удовлетворении требований Цыганкова В.Я. о возложении на администрацию г. Иркутска обязанности предоставить земельный участок на праве аренды, поскольку данный вопрос входит в правомочие другого лица.
Суд первой инстанции правильно не согласился с доводами заинтересованного лица о том, что письмо администрации г. Иркутска от Дата обезличена Номер обезличен не является отказом, так как содержит в себе лишь информацию о проведенной комитетом процедуре выбора земельного участка. При этом суд обоснованно указал, что формирование земельного участка входит в компетенцию заинтересованного лица и информация, содержащаяся в названном письме, по своей правовой природе является отказом в формировании земельного участка, поскольку служит основанием для отказа в предоставлении Цыганкову В.Я. спорного земельного участка.
Выводы суда в решении с достаточной полнотой мотивированы, подтверждаются материалами дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и иное толкование норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 14 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г.Петухова
Судьи А.С. Папуша
Л.Г.Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.