Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федоркевич С.З.,
при секретаре судебного заседания Афанасьевой И.Д.,
при участии прокурора Иркутской областной прокуратуры Малышко Ю.Р., представителей сторон: УК "Б."- доверительного управляющего закрытого паевого фонда недвижимости "С." и Сафронова А.В. - Доровского А.Б., Правительства Иркутской области - Орловой Н.С., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области - Подскребкиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО УК "Б." - доверительного управляющего закрытого паевого фонда недвижимости "С." о признании противоречащими законодательству и недействующими со дня принятия отдельных положений постановления Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области",
УСТАНОВИЛ:
ОАО УК "Б." - доверительный управляющий Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "С." и владелец инвестиционного пая Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "С." Сафронов А.В., обратились в суд с заявлением (с учетом его уточнения и дополнения) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия положений постановления Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года N 277-пп в части отнесения земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен", общей площадью "данные обезличены" кв. м., в строке "данные обезличены" таблицы 54 к 7 виду разрешенного использования, то есть к земельным участкам, предназначенным для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры, искусства, религии, для которых кадастровая стоимость установлена в размере "данные обезличены" за 1 кв.м.
Свои требования заявители мотивировали тем, что вышеуказанный земельный участок являлся общей долевой собственностью владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "С." и в настоящее время преобразован в земельные участки с кадастровыми номерами "номер обезличен"
Согласно кадастровому паспорту, свидетельству о праве собственности, разрешенным видом использования спорного земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен" является эксплуатация существующего стадиона "А.", что, по их мнению, является основанием для отнесения его к 8 виду разрешенного использования, предназначенному и используемому для организации отдыха, туризма, культурно-оздоровительной деятельности и спортивной деятельности граждан и установления кадастровой стоимости в размере "данные обезличены" за 1 кв.м. (л.д.47-64)
Кроме того, заявители ссылались на генеральный план города Иркутска, утвержденный решением Думы города Иркутска от 28 июня 2007 года N 004-20-390583, вступившее в силу решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 14 октября 2009 года по заявлению Сафронова А.В., Т., Б. об оспаривании действий Управления по государственной регистрации прав на недвижимость, письмо Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от "дата обезличена" "номер обезличен", согласно которым, спорный земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен" находится в зоне (Р-3) предназначенной для занятий спортом, активного отдыха и туризма, то есть, по их мнению, отнесен к 8 виду разрешенного использования.
Заявители также указывали, что оспариваемые положения постановления Правительства от 27 ноября 2010 года N 101, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года N 277-пп приняты Правительством Иркутской области с нарушением требований пункта 5 статьи 1, части 3 статьи 9, пункта 3 статьи 18, статей 35, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта. 8 пункта статьи 1, пункта 1 статьи 2, статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", таблицы 2 приложения N 1 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152.
По мнению заявителей, оспариваемые положения нормативного правового акта существенно нарушают их права и законные интересы в связи с неосновательным завышением размера кадастровой стоимости преобразованных земельных участков и, соответственно, исчисляемого на ее основе земельного налога.
В судебном заседании представитель заявителей Доровский А.Б. заявленные требования поддержал.
Правительство Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области, возражали против удовлетворения заявления. Представитель кадастровой палаты в суд не явился, представил письменный отзыв, в котором указал на отсутствие у данного учреждения материально-правового интереса в исходе дела.
Заявитель Сафронов А.В., представитель Федеральной службы государственной регистрации, картографии и реестра в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав личные пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Такие методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 утвержден и Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно приведенным положениям законодательства, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В судебном заседании установлено, что подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в Иркутской области, формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков, находящихся на территории Иркутской области, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Иркутской области на основании контрактов "номер обезличен" от "дата обезличена" и "номер обезличен" от "дата обезличена" и технических заданий от 2007 и 2008 годов на выполнение соответствующих работ проводились ФГУП " З." и ФГУП " Г." (л.д 135-152, 175,176).
Земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен", расположенный "адрес обезличен", отнесен к 7 виду разрешенного использования и его кадастровая стоимость на момент рассмотрения дела в суде определена в размере "данные обезличены" за 1 кв.м.
По результатам работы составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Иркутской области от "дата обезличена", который был рассмотрен Роснедвижимостью и согласован на его соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, что подтверждается актом проверки "номер обезличен" от "дата обезличена", составленным главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости В. (л.д. 130-134).
Указанный акт проверки был направлен в Управление Роснедвижимости по Иркутской области (л.д.129).
Управление Роснедвижимости по Иркутской области представило согласованные результаты на утверждение в Правительство Иркутской области (л.д.224).
8 ноября 2010 года Правительством Иркутской области принято постановление N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области".
Данным постановлением изменены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп.
Постановление Правительства от 8 ноября 2010 года N 277-пп вместе с Приложениями NN 1, 2 официально опубликовано в газете "Областная" N 133 (707) от 17 ноября 2010 года(л.д.181-190).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области, утвержденные оспариваемым постановлением Правительства Иркутской области, включая оценку земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен", полностью соответствуют результатам кадастровой оценки, отраженным в отчете от "дата обезличена", что подтверждается выпиской из отчета (л.д.177 ).
Оценив перечисленные выше доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель, получившие положительное заключение Роснедвижимости, утверждены Правительством Иркутской области в полном соответствии с приведенными выше требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах нарушений положений действующего законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта и подготовке отчета судом не установлено.
Ссылка заявителей на генеральный план города Иркутска, утвержденный решением Думы города Иркутска от 28 июня 2007 года N 004-20-390583, вступившее в силу решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 14 октября 2009 года по заявлению Сафронова А.В., Т., Б. об оспаривании действий Управления по государственной регистрации прав на недвижимость, письмо Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от "дата обезличена" "номер обезличен", согласно которым, спорный земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен" находится в зоне (Р-3) предназначенной для занятий спортом, активного отдыха и туризма, то есть, по их мнению, отнесен к 8 виду разрешенного использования не опровергает выводы суда о законности оспариваемого нормативного правового акта (л.д. 69-80).
Проверив доводы заявителей о превышении Правительством Иркутской области полномочий при принятии указанного правового акта вследствие незаконного отнесения земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен" к 7 виду разрешенного использования и необходимости его отнесения к 8 виду разрешенного использования, суд приходит к выводу, что они, по сути, не оспаривают компетенцию Правительства Иркутской области по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель, и, по сути, направлены на исправление кадастровой ошибки, допущенной, по мнению заявителя, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, и воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости.
Однако разрешение данного вопроса выходит за рамки осуществляемого судом в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ абстрактного нормоконтроля, при котором суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному акту, имеющему большую юридическую силу. Подобных несоответствий судом не выявлено.
Вопросы исправления технических ошибок кадастра урегулированы статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Исправление кадастровой ошибки, допущенной в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, и воспроизведенной в государственном Кадастре недвижимости, возможно путем нового расчета кадастровой стоимости, произведенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель, исходя из вида разрешенного использования и в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту (Письмо Федеральной регистрационной службы Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 апреля 2009 г.).
Отказ уполномоченного органа в исправлении кадастровой ошибки может быть обжалован суд. В этом случае, суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ).
Однако доказательствами того, что органом кадастрового учета -Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" -Иркутский филиал, принято решение об исправлении кадастровой оценки, а исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов произведен новый расчет кадастровой стоимости земельного участка, но Правительство Иркутской области отказывает во внесении соответствующих изменений в оспариваемый нормативный правовой акт, суд не располагает.
В связи с этим, возникший между заявителем и заинтересованными лицами спор по применению положений Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152, поставившего группировку земельных участков по 7 и 8 видам разрешенного использования в зависимость от того, для каких целей (для организации отдыха, туризма, культурно-оздоровительной деятельности и спортивной деятельности граждан или для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры, искусства, религии) используется расположенный на спорном земельном участке стадион " А.", не может быть урегулирован посредством признания недействующим нормативного правового акта.
Утверждение заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта пункту 5 статьи 1, части 3 статьи 9, пункту 3 статьи 18, статьям 35, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, неосновательно, так как перечисленные нормы федеральных законов вопросы компетенции органа государственной власти субъектов Российской Федерации по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и процедуру их принятия не регулируют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление УК "Б." доверительного управляющего закрытого паевого фонда недвижимости "С.", Сафронова А.В. о признании противоречащими законодательству и недействующими со дня принятия отдельных положений постановления Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья: С.З. Федоркевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.