Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Симаковой Н.К., Каракич Л.Л.,
при секретаре Людвиг Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Смирнова Д.В. к администрации Усть-Кутского муниципального образования об обязывании предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе ответчика администрации УКМО на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 21 августа 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование иска прокурор указал, что Смирнов Д.В. "Дата обезличена" года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - его мать и отец умерли, постановлением мэра УКМО над Смирновым Д.В. была установлена опека. Жилье за ним не закреплялось.
Смирнов Д.В. состоит на учете для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании "город Усть-Кут".
Специальной комиссией администрации Усть-Кутского муниципального образования рекомендовано принять решение о предоставлении Смирнову Д.В. жилого помещения по договору социального найма. Однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, право Смирнова Д.В. на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз не реализовано.
Прокурор просил суд обязать администрацию УКМО предоставить Смирнову Д.В. жилое помещение в соответствии с требованиями закона.
В судебном заседании прокурор и истец Смирнов Д.В. поддержали заявленные требования.
Представитель администрации Смирнова И.К. иск не признала, ссылаясь на то, что права Смирнова Д.В. не нарушены, он поставлен в очередь на получение жилья, принято решение о его предоставлении. Администрация УКМО является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Решением суда на администрацию УКМО возложена обязанность предоставления Смирнову Д.В. жилого помещения, соответствующего нормам, площадью не менее 33 кв. метра.
В апелляционной жалобе представитель администрации просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что судом допущены нарушения норм материального права, обязанность обеспечения жильем возложена не на того ответчика.
Заслушав доклад по делу, объяснения прокурора Нарижняк О.Н., поддержавшей доводы иска и возражавшей против апелляционной жалобы, проверив обстоятельства дела в пределах доводов жалобы и возражений против нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 8 Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, однократно предоставляются по договорам социального найма жилые помещения общей площадью 33 квадратных метра. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения может отклоняться от установленного не более чем на 5 квадратных метров в зависимости от конструктивных и технических параметров дома. При этом жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В силу статьи 5 Закона финансирование расходов на предоставление жилья производится за счет средств областного бюджета.
Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года N 52-оз органы местного самоуправления, в их числе - Усть-Кутское муниципальное образование, наделены областными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями на территории соответствующих муниципальных образований детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установлено, что Смирнов Д.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, и в этом статусе в 2005 году был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилья при администрации муниципального образования "Усть-Кут". Жилье Смирнову Д.В. предоставлено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования. Его вывод о том, что право Смирнова Д.В. на получение жилья по договору социального найма не реализовано, следовательно он имеет право на обеспечение гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на получение жилого помещения, соответствующего требованиям статьи 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз, является правильным.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Смирнову Д.В. жилого помещения вне очереди на администрацию Усть-Кутского муниципального образования, признав ее надлежащим ответчиком, что следует из системного толкования приведенных выше норм федерального и областного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что гарантии по обеспечению жилыми помещениями лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, являются правильными, однако на законность принятого судом решения не влияют. Порядок финансовых расчетов между бюджетами, связанных с реализацией жилищный гарантий для данной категории граждан регулируется Федеральными законами от 6 ноября 2003 года N 131-ФЗ и от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ, Законами Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз и от 29 июня 2010 года N 52-о и не может влиять на жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
Выводы суда подробно мотивированы, подтверждаются материалами дела, соответствуют требованиям Конституции РФ, статей 50, 57 Жилищного кодекса РФ, положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Законов Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз, от 29 июня 2010 года N 52-оз и оснований для признания их неправильными не имеется.
Судебная коллегия признает решение суда законным, обоснованным и отклоняет апелляционную жалобу, как не содержащую доводов, способных повлиять на оценку решения и явиться основанием к его отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 21 августа 2012 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Н.К. Симакова
Л.Л. Каракич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.