Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Симаковой Н.К. и Каракич Л.Л.,
при секретаре Людвиг Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Чигонашиной А.Н. к администрации Усть-Кутского муниципального образования о признании права на предоставление жилого помещения, обязывании предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе ответчика администрации УКМО на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 30 августа 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование иска прокурор указал, что Чигонашина А.Н., "Дата обезличена" года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ее мать лишена родительских прав, отец умер. При помещении в детское учреждение жилое помещение за ней не закреплялось.
С мая 2005 года Чигонашина А.Н. состоит на учете для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
До настоящего времени жилое помещение Чигонашиной А.Н. не предоставлено, ее право на внеочередное предоставление жилья, установленное Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз, не реализовано.
Прокурор просил суд признать обязать администрацию предоставить жилое помещение Чигонашиной А.Н.
В судебном заседании прокурор и истец Чигонашина А.Н. поддержали заявленные требования.
Представитель администрации Смирнова И.К. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что права Чигонашиной А.Н. не нарушены, она состоит в списке на получение жилья, принято решение о предоставление. Администрация Усть-Кутского муниципального образования является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Решением суда за Чигонашиной А.Н. признано право на внеочередное обеспечение жильем, на ответчика возложена обязанность предоставить жилое помещение, соответствующего нормам, площадью не менее 33 кв. метра.
В апелляционной жалобе представитель администрации просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что судом допущены нарушения норм материального права, обязанность обеспечения жильем возложена не на то лицо.
Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на жалобу представлены возражения.
Заслушав доклад по делу, объяснения прокурора Нарижняк О.Н., поддержавшей доводы иска и возражавшей против апелляционной жалобы, проверив обстоятельства дела в пределах доводов жалобы и возражений против нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 8 Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, однократно предоставляются по договорам социального найма жилые помещения общей площадью 33 квадратных метра. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения может отклоняться от установленного не более чем на 5 квадратных метров в зависимости от конструктивных и технических параметров дома. При этом жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В силу статьи 5 Закона финансирование расходов на предоставление жилья производится за счет средств областного бюджета.
Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года N 52-оз органы местного самоуправления, в их числе - Усть-Кутское муниципальное образование наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями на территории соответствующих муниципальных образований детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установлено, что Чигонашина А.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, и в этом статусе в 2005 году была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилья при администрации муниципального образования "город Усть-Кут". Жилье Чигонашиной А.Н. не предоставлено.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о том, что в силу статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Чигонашина А.Н. имеет право на получение жилья по договору социального найма вне очереди. Поскольку такое право не реализовано, суд правомерно возложил обязанность по обеспечению жилым помещением в порядке, установленном статьей 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз, на уполномоченный орган местного самоуправления, которым в данном случае является администрация муниципального района.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно признал администрацию Усть-Кутского муниципального образования надлежащим ответчиком по данному спору, что следует из системного толкования приведенных выше норм федерального и областного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, поэтому обязанность по предоставлению жилого помещения Чигонашиной А.Н. должна быть возложена на Министерство социального развития, как уполномоченный орган, основаны на неправильном толковании закона.
Само по себе утверждение ответчика о том, что финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, является правильным. Такое положение закреплено в действующем законодательстве - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ, статьях 5 и 6 Законов Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз и от 29 июня 2010 года N 52-оз.
Вместе с тем, данное законодательное установление не является основанием для возложения обязанности по предоставлению жилья на Министерство социального развития и не освобождает орган местного самоуправления от исполнения переданных ему в установленном порядке государственных полномочий. Порядок финансовых расчетов между бюджетами, связанных с реализацией гарантий для данной категории граждан, кроме приведенных норм специальных законов, регулируется бюджетным законодательством и не может влиять на жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
Выводы суда подробно мотивированы, подтверждаются материалами дела, соответствуют требованиям Конституции РФ, статей 50, 57 Жилищного кодекса РФ, положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Законов Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-оз, от 29 июня 2010 года N 52-оз и оснований для признания их неправильными не имеется.
Судебная коллегия признает решение суда законным, обоснованным и отклоняет апелляционную жалобу, как не содержащую доводов, способных повлиять на оценку решения и явиться основанием к его отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 30 августа 2012 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Н.К. Симакова
Л.Л. Каракич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.