Идринский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Т.В. Политыкиной
при секретаре М.В. Бобович
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Идринского района в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 5 статьи 7 и пункта 3 статьи 39 Устава Идринского района Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Идринского района в соответствии со ст. 45 и ст. 251 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 5 статьи 7 и пункта 3 статьи 39 Устава Идринского района Красноярского края, в частности,
пунктом 5 статьи 7 Устава установлено, что число членов избирательной комиссии с правом решающего голоса составляет - 9 человек.
Пунктом 3 статьи 39 Устава установлено, срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года.
При этом в подтверждение, заявленных требований прокурор указал на то, что прокуратурой в декабре 2011 года в рамках осуществления надзора за законностью издания муниципальных правовых актов, была проведена проверка Устава Идринского района. Результаты проверки показали, что перечисленные выше положения названного Устава, противоречат действующему федеральному и краевому законодательству.
Так, положения пункта 5 статьи 7 Устава противоречат требованиям части 6 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса.
Положения пункта 3 статьи 39 Устава противоречат части 5 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 5 лет.
Наличие в Уставе положений, противоречащих Федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления. Таким образом, указанное противоречие положений Устава федеральному законодательству нарушает права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора Идринского района Забродин В.В., поддержал заявление прокурора, мотивируя его вышеизложенным, а также пояснил дополнительно, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", названный Закон имеет приоритетное значение в случае противоречия ему других Федеральных Законов и иных нормативных правовых актов РФ, а именно данный Закон в ст. 7 ч. 4 предусматривает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Представитель Идринского района Красноярского края, заместитель председателя районного Совета депутатов Яковлев В.И. требованиями прокурора признал в полном объеме.
При этом пояснил, что действительно, в Уставе Идринского района имеются указанные в заявлении прокурора противоречия, изменившемуся уже действующему законодательству; согласен с тем, что этими положениями нарушаются права, свободы и законные интересы граждан; согласен с тем, что данные положения необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.
Работа по приведению Устава в соответствие с действующим законодательством проводится периодически, но изменения вносить не успевают, так как данная работа проводится с соблюдением определенной процедуры, требующей длительного времени, поскольку изменения в Устав должны пройти регистрацию в Управлении Министерства юстиции по Сибирскому федеральному округу и публикацию в официальном источнике средства массовой информации.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Статьями 1 и 2 Закона Красноярского края от 18.02.2005 N 13-3031 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Идринский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" установлено, что Идринский район является муниципальным образованием.
Идринский район имеет Устав Идринского района Красноярского края принятый сессией Идринского районного Совета депутатов 25.01.1997 года.
Устав зарегистрирован управлением юстиции администрации Красноярского края 30.01.1997 года за N 57 и опубликован в газете "Идринский вестник".
Кроме того, в Устав неоднократно вносились изменения на основании решений Идринского районного Совета депутатов, в частности на основании последнего решения от 30.07.2009 года за N 29-361-р, которые были опубликованы в газете "Идринский вестник" 10 февраля 2006 года (полный текст Устава) и 11 сентября 2009 года.
Согласно ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Процедура принятия Устава была соблюдена, поскольку он принят в установленном порядке, управомоченным на то органом местного самоуправления. Устав устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, Устав рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, которые им предусмотрены.
Наличие в Уставе положений, противоречащих Федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления. Таким образом, указанное противоречие положений Устава федеральному законодательству нарушает права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Статья 46 Конституции РФ провозглашает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
На основании ч.1 ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Ситуация на момент обращения прокурора в суд осталась без изменения. В судебном заседании установлено, что Устав противоречит действующему законодательству.
Согласно представленным и исследованным в судебном заседании документам:
Уставу Идринского района (л.д.10-59), газете "Идринский вестник", в которой опубликован Устав, и изменения от 30.07.2009 года (л.д. 88-89), выдержкам из законодательства, в частности, Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", видно, что названные выше положения Устава, действительно, противоречат действующему законодательству.
Следовательно, доводы прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункта 5 статьи 7, пункта 3 статьи 39 Устава Идринского района Красноярского края, являются обоснованными, а заявленные прокурором требования, суд считает подлежащими удовлетворению.
Ответчик признал требования прокурора в полном объеме, суд считает возможным принять данное признание требований прокурора, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, и суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 251 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Идринского района удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 5 статьи 7 и пункта 3 статьи 39 Устава Идринского района Красноярского края, со дня вступления в силу 05.01.2012 года изменений, внесенных в Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 20.10.2011 года) и в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 07.12.2011 года).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 1 (одного) месяца через Идринский районный суд.
Судья Т.В. Политыкина
Копия верна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.