Идринский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Т.В. Политыкиной
при секретаре М.В. Бобович
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Идринского района в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пунктов 5,15,18,19,20,26 статьи 6, статью 6 в части отсутствия закрепленных в Уставе полномочий на предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, предоставления сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности, статьи 28, пункта 2 статьи 39 и пунктов 3 и 8 статьи 54 Устава Большесалбинского сельсовета Идринского района Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Идринского района в соответствии со ст. 45 и ст. 251 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 5,15,18,19,20,26 статьи 6, статью 6 в части отсутствия закрепленных в Уставе полномочий на предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, предоставления сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности, статьи 28, пункта 2 статьи 39 и пунктов 3 и 8 статьи 54 Устава Большесалбинского сельсовета Идринского района Красноярского края. Свои требования мотивировал следующим.
Прокуратурой Идринского района в рамках осуществления надзора за законностью муниципальных правовых актов в мае 2012 года проведена поверка Устава
Большесалбинского сельсовета Идринского района Красноярского края.
Устав Большесалбинского cельсовета Идринского района Красноярского края, принятый решением схода граждан Большесалбинского сельсовета 05 апреля 2001 года, в редакции решения Большесалбинского сельского Совета депутатов от 25.11.2008 г. N 12-92р, (далее Устав), не соответствует требованиям федерального законодательства.
Так, пунктом 5) части 1 статьи 6 Устава установлено, что к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанное положение не соответствует пункту 5) части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с которой органы местного самоуправления поселения уполномочены на создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района.
Пункт 15) части 1 статьи 6 Устава не соответствует пункту 15) части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3, в части отсутствия закрепленных в Уставе полномочий органа местного самоуправления по обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Пункт 18) части 1 статьи 6 Устава не соответствует пункту 19) части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3, так как в нем не закреплено полномочие поселения по утверждению правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Пунктом 19) части 1 статьи 6 Устава предусмотрено, что в полномочия органов местного самоуправления поселения входит выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства. Пунктом 20) части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 в полномочиях органов местного самоуправления поселения закреплено положение, определяющее выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию только при осуществлении муниципального строительства.
Таким образом, пункт 19) части 1 статьи 6 Устава не соответствует пункту 20) части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ.
Пунктом 20) части 1 статьи 6 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения сельсовета относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Указанные положения Устава не в полной мере соответствуют пункту 21) части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно которой к вопросам местного значения поселения относится: "присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов".
Пунктом 26) части 1 статьи 6 Устава в компетенцию поселения включено полномочие по созданию, развитию и обеспечению охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории сельсовета, но отсутствует положение, закрепляющее осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
При таких обстоятельствах пункт 26) части 1 статьи 6 Устава не соответствует пункту 26) части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3.
Статья 6 Устава не соответствует статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 в части отсутствия закрепленных в Уставе полномочий на предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, предоставления сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.
В соответствии с пунктом 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.07.2011 N 263- ФЗ) решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Статья 28 Устава не соответствует пункту 11 статьи 40 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 25.07.2011 N 263-Ф3) так как не устанавливает сроков для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата.
В соответствии с пунктом 6 ст. 24 Федерального закона N 67 от 12.06.2002 года (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 357-Ф3) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Статья 34 Устава сельсовета не соответствует Федеральному закону N 67 от 12.06.2002 года, так как не устанавливает количество членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Пунктом 2 статьи 39 Устава предусмотрено, что собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собрании граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцати лет.
Указанные положения не соответствуют части 6 статьи 27 Федерального закона N 131 - ФЗ (в редакции от 30.11.2011 г.) которой предусмотрено, что собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным,
если в нем принимают участие не менее одной трети жителей Соответствующей территории, конференция, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, (представляющих не менее одной трети жителей).
Пунктом 3 статьи 54 Устава закреплено, что минимальный размер пенсии за выслугу лет составляет 1000 рублей. Указанное положение не соответствует Закону Красноярского края от 26.06.2008 г. N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае", Закону Красноярского края от 03.03.2011 г. N 12-5654 "О внесении изменений в статью 8 закона края "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае".
Согласно п. 1) статьи 1 Закона Красноярского края от 03.03.2011 г. N 12-5654 "О внесении изменений в статью 8 Закона Красноярского края "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" в пункте 4 статьи 8 Закона края от 26.06.2008 г. N 6- 1832 положение, закрепляющее минимальный размер пенсии за выслугу лет в сумме 1000 рублей отменено.
Кроме этого, согласно пункту 8 статьи 54 Устава в случае отсутствия необходимого срока исполнения полномочий для установления пенсии за выслугу лет по основаниям, установленным статьей 8 Закона края, размер пенсии исчисляется исходя из денежного содержания по последней замещаемой должности муниципальной службы, размер которого не должен превышать 2,3 должностного оклада. Данное положение не соответствует п. 11 ст. 8 Закона Красноярского края от 26.06.2008 г. N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" в редакции от 03.03.2011 N 12-5654 (далее - Закон края).
Согласно действующей редакции п. 11 ст. 8 Закона края, в случае отсутствия необходимого срока исполнения полномочий для установления пенсии за выслугу лет по основаниям, установленным ст. 8 закона края, размер пенсии исчисляется исходя из денежного содержания по последней занимаемой должности муниципальной службы, размер которой не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом действующих на территории района коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Иных местностях края с особыми климатическими условиями. Размер должностного оклада учитывается в фактически установленном размере по последней замещаемой должности муниципальной службы с учетом проведенных индексаций.
При данных обстоятельствах вышеуказанные положения Устава Большесалбинского сельсовета Идринского района противоречат федеральному законодательству.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 г. N с48 основными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, Устав муниципального образования является нормативным правовым актом, поскольку он принят в установленном порядке управомоченным на то органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, которые им предусмотрены.
Прокурором Идринского района в мае 2012 года председателю Большесалбинского сельского Совета депутатов принесен протест на данные положения, предусмотренные в ст.ст. 6, 28, 39, 54 Устава Большесалбинского сельсовета Идринского района противоречащие федеральному законодательству.
Однако, до настоящего времени Большесалбинским сельским Советом депутатов протест прокурора не удовлетворен, решение о внесении изменений в Устав не принято и в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Наличие в Уставе положений, противоречащих Федеральному законодательству, имеющим большую юридическую силу, нарушает права граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления. Таким образом, указанное противоречие положений Устава федеральному законодательству нарушает права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора Идринского района Забродин В.В., поддержал заявление прокурора, мотивируя его вышеизложенным, а также пояснил дополнительно, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", названный Закон имеет приоритетное значение в случае противоречия ему других Федеральных Законов и иных нормативных правовых актов РФ, а именно данный Закон в ст. 7 ч. 4 предусматривает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Представитель Большесалбинского сельсовета Идринского района Красноярского края, глава Семаев Ю.Т. с требованиями прокурора согласился в полном объеме.
При этом пояснил, что согласен с тем, что в отмеченных прокурором пунктах и статьях Устава, имеются положения, которые противоречат изменившемуся уже после 2007 года действующему законодательству; согласен с тем, что этими положениями нарушаются права, свободы и законные интересы граждан; согласен с тем, что данные положения необходимо привести в соответствие с действующим законодательством. Однако для этого требуется время - так как работа по внесению изменений в Устав проводится в соответствии с определенной процедурой, в частности изменения в Устав должны пройти регистрацию в Управлении МЮ по Сибирскому федеральному округу и должны быть опубликованы в официальном источнике средства массовой информации; и основания - в данном случае, решение суда.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно статьям 1 и 2 Закона Красноярского края от 18.02.2005 N 13-3031 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Идринский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" Большесалбинский сельсовет является муниципальным образованием и входит в состав муниципального образования Идринский район.
Большесалбинский сельсовет имеет Устав Большесалбинского сельсовета Идринского района Красноярского края принятый сходом граждан 05 апреля 2001 года, в редакции решения Большесалбинского сельского Совета депутатов от 25.11.2008 г. N 12-92р, (далее Устав), не соответствует требованиям федерального законодательства.
Устав зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу 16 декабря 2008 года. Государственный регистрационный NRU 245143022008001 и опубликован в газете "Идринский вестник".
Согласно ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Процедура принятия Устава была соблюдена, поскольку он принят в установленном порядке, управомоченным на то органом местного самоуправления. Устав устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, Устав рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, которые им предусмотрены.
Следовательно, Устав является нормативным правовым актом.
Наличие в Уставе положений, противоречащих Федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления. Таким образом, указанное противоречие положений Устава федеральному законодательству нарушает права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Статья 46 Конституции РФ провозглашает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
На основании ч.1 ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Ситуация на момент обращения прокурора в суд осталась без изменения. В судебном заседании установлено, что Устав противоречит действующему законодательству.
Согласно представленным и исследованным в судебном заседании документам:
Уставу Большесалбинского сельсовета (л.д.7-20), выдержкам из законодательства, в частности, Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и других, видно, что названные выше положения Устава, действительно, противоречат действующему законодательству.
Следовательно, доводы прокурора о признании противоречащими федеральному и краевому законодательству, недействующими и не подлежащими применению 5,15,18,19,20,26 статьи 6, статью 28, пункта 2 статьи 39 и пунктов 3 и 8 статьи 54 Устава Большесалбинского сельсовета Идринского района Красноярского края, являются обоснованными, а заявленные прокурором требования, суд считает подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика признал требования прокурора в полном объеме, суд считает возможным принять данное признание ответчиком требований прокурора, поскольку признание требований не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, и суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Идринского района удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пунктов 5,15,18,19,20,26 статьи 6, статью 6 в части отсутствия закрепленных в Уставе полномочий на предоставление помещения для работы на обслуживаемом административному участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, предоставления сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности, статью 28, пункта 2 статьи 39 и пунктов 3 и 8 статьи 54 Устава Большесалбинского сельсовета Идринского района Красноярского края, со дня вступления в силу Федерального закона от 30.11.2011 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 1 (одного) месяца через Идринский районный суд.
Судья Т.В. Политыкина
Копия верна.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.