Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием истца Макаровой О.С., представителя ответчика Енцовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой О.С. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии об обязании включить в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Макарова О.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в "адрес" ЧР - Чувашии с учетом уточнений об обязании включить в специальный медицинский стаж в льготном порядке за один год работы как один год шесть месяцев периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по беременности и родам;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации;
В календарном порядке период работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры госпиталя "данные изъяты" России по Чувашской Республике".
и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что в периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также в периоды нахождения на курсах повышения квалификации Макарова О.С. работала в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара хирургического профиля в БУ ЧР " "данные изъяты"" в связи с чем указанные периоды подлежат включению в спецстаж в льготном порядке за один год работы как один год шесть месяцев в связи с работой в отделении хирургического профиля стационара. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры госпиталя "данные изъяты" подтвержден трудовой книжкой и уточняющей справкой, поэтому он подлежит включению в спецстаж в календарном порядке. При условии включения заявленных периодов работы в спецстаж истца, право на назначение досрочной трудовой пенсии у Макаровой О.С. возникает с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Макарова О.С. поддержала уточненный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в "адрес" Республики Енцова О.В. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, указанным в Решении об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ N.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив пенсионное дело Макаровой О.С., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск Макаровой О.С. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Сведениями, содержащимися в трудовой книжке, уточняющими справками подтверждается, что истец Макарова О.С. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет; в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации за время работы в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара хирургического профиля в БУ ЧР " "данные изъяты""; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности старшей медицинской сестры госпиталя "данные изъяты"".
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по беременности и родам и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет за время работы в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара хирургического профиля в БУ ЧР " "данные изъяты"" включены в спецстаж в календарном порядке.
Истец просит указанные спорные периоды включить в подсчет специального медицинского стажа в льготном порядке как один год и шесть месяцев за один год работы.
На основании подпункта 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, гражданам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что нормативно правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N1066 в выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464, а с 01 ноября 1999 года подлежат применению Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.
На основании изложенного, при определении специального стажа в спорные периоды в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара хирургического профиля в БУ ЧР " "данные изъяты""подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464.
В соответствии с указанным Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464, врачам и среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам отделений анестезиологии-реанимации, отделений реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и шесть месяцев, в остальных случаях - при работе в должности врача или среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, исчисление сроков выслуги лет производится в календарном порядке.
Таким образом, включение периодов работы в специальный медицинский стаж в календарном порядке не ставится в зависимость от названия должности, необходимо, чтобы должность относилась к должности врача или среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Для подсчета периода работы в льготном порядке как один год и шесть месяцев за один год работы необходимо, чтобы работа проходила в должности, относящейся к должности врачей или среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров, отделений анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.
Истец в указанные спорные периоды работала в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара хирургического профиля в БУ ЧР "Республиканский клинический онкологический диспансер", что подтверждается материалами пенсионного дела и не отрицается ответчиком, включившим указанные периоды в спецстаж в календарном порядке. Должность, в которой работала истец, относится к должности среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля стационара. Учреждение БУ ЧР "Республиканский клинический онкологический диспансер" является лечебно-профилактическим учреждением.
При изложенных обстоятельствах наименование должности и учреждения подпадают под требования п. 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений 1991 года, вследствие чего суд считает законными и обоснованными требования истца о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном порядке как один год и шесть месяцев за один год работы периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по беременности и родам и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Истец также просит обязать ответчика включить в спцстаж в льготном порядке периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара хирургического профиля в БУ ЧР " "данные изъяты"".Согласно пунктов 4 и 5 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В положениях Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В спорный период истец работала в должности медицинской сестры, и в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. Вследствие этого истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации. В указанный период за ней сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ обязан был производить отчисления в Пенсионный фонд РФ.
При изложенных обстоятельствах период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный медицинский стаж работы, поскольку судом установлено, что работа истца в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара хирургического профиля в БУ ЧР "Республиканский клинический онкологический диспансер" подлежит включению в спецстаж в льготном порядке, периоды нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат включению в спецстаж в льготном порядке.
Истец также просит обязать ответчика включить в спецстаж в календарном порядке период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры госпиталя ФКУЗ " "данные изъяты"".
Решением от ДД.ММ.ГГГГ N ответчик отказал во включении указанного периода работы в спецстаж ввиду отсутствия подтверждения страхового стажа на индивидуальном лицевом счете.
Из справки N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной "данные изъяты" следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Макарова О.С. работает на 1 ставку в должности старшей медсестры госпиталя "данные изъяты"". За данное время периодов работы, подлежащих исключению из спецстажа, она не имеет.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой", неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 03 июня 2004 года N 11-П, от 23 декабря 2004 года N 19-П и др.).
Таким образом, пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
В Определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 года N 798-О-О "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П" также указано, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.
При таких обстоятельствах период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры госпиталя ФКУЗ "МЧС МВР России по Чувашской Республике" подлежит зачету в спецстаж в календарном порядке.
Истец также просит обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Макарова О.С. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" с заявление о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом удовлетворенной части исковых требований, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" ЧР-Чувашии - ДД.ММ.ГГГГ у Макаровой О.С. имеется необходимый 30-ти летний специальный медицинский стаж, следовательно, с указанного дня ей должна быть назначена выплата досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики-Чувашии включить Макаровой О.С. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном порядке за один год работы как один год шесть месяцев периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по беременности и родам;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации;
В календарном порядке период работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры госпиталя ФКУЗ " "данные изъяты"".
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики-Чувашии назначить Макаровой ФИО11 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд "адрес" в месячный срок с момента вынесения судом решения.
Судья А.В.Мартьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.