Определение Московского городского суда от 24 мая 2013 г. N 4г-4370/13
4г/2-4370/13
Кассационное определение
в порядке главы 41 ГПК РФ
24 мая 2013 года город Москва
Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу ответчика Центрального таможенного управления, подписанную его представителем Леоненко Д.В., поступившую в суд кассационной инстанции 25 апреля 2013 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 октября 2012 года по гражданскому делу по иску Травина О.А. к Центральному таможенному управлению о включении в специальный стаж периодов работы в таможенных органах, перерасчете пенсии по выслуге лет с учетом районного коэффициента, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,
установил:
Травин О.А. обратился в суд с иском к Центральному таможенному управлению о включении в специальный стаж периодов работы в таможенных органах, перерасчете пенсии по выслуге лет с учетом районного коэффициента, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 12 июля 2012 года в удовлетворении заявленных Травиным О.А. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 октября 2012 года решение суда отменено, вынесено новое решение, которым постановлено:
- удовлетворить исковые требования Травина О.А. к Центральному таможенному управлению частично;
- обязать Центральное таможенное управление включить в стаж службы (работы) Травина О.А. в Таможенных органах РФ в районах Крайнего Севера периоды с 25 сентября 1995 года по 04 мая 1998 года и обязать произвести перерасчет пенсии по выслуге лет, сохранив размер пенсии, исчисленный с применением соответствующего районного коэффициента;
- в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В кассационной жалобе ответчик Центральное таможенное управление ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив кассационную жалобу и исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Травин О.А. работал в Таможенных органах Российской Федерации на различных должностях, проходя службу в районах Крайнего Севера; с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1993 года Травин О.А. обучался в Мурманском высшем инженерном морском училище на дневном отделении; с 09 февраля 1995 года по 24 сентября 1995 года проходил службу в должности инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни; с 25 сентября 1995 года по 16 октября 1995 года проходил службу в должности инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни в звании инспектора таможенной службы 2 ранга; с 17 октября 1995 года по 12 апреля 1996 года проходил службу в должности старшего инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни в звании инспектора таможенной службы 2 ранга; с 15 апреля 1996 года по 04 мая 1998 года проходил службу в должности ведущего инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни в звании инспектора таможенной службы 2 ранга; с 05 мая 1998 года по 19 октября 2000 года был переведен на службу по контракту; с 19 октября 2000 года по 30 ноября 2001 года проходил службу в должности оперуполномоченного по ОВД оперативно розыскного отдела; с 30 ноября 2001 года по 17 апреля 2005 года в должности старшего оперуполномоченного по ОВД оперативно розыскного отдела; с 18 апреля 2005 года по 18 апреля 2011 года в должности заместителя начальника оперативно-розыскного отдела Мурманской таможни; 18 апреля 2011 года Травин О.А. был уволен со службы и ему назначена пенсия по выслуге лет с применением районного коэффициента 1,4; после отъезда Травина О.А. из районов Крайнего Севера, размер выплачиваемой ему пенсии по выслуге лет был пересмотрен, пенсия начислена без повышающего коэффициента 1,4; согласно ответа заместителя начальника Главного финансово-экономического управления-начальника пенсионной службы, продолжительность службы Травина О.А. в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 11 мес. 13 дней; периоды работы с 09 февраля 1995 года по 04 мая 1998 года, по мнению Центрального таможенного управления, включению в стаж не подлежат, так как в указанный период Травин О.А. работал в Таможенных органах Российской Федерации в соответствии с КЗОТ РФ, что не тождественно понятию "служба", содержащемуся в Законе РФ N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Рассматривая настоящее гражданское дело, суд по мотивам, изложенным в судебном решении, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Травиным О.А. исковых требований; при этом, указал на отсутствие оснований для сохранения прежнего размера пенсии по выслуге лет после отъезда Травина О.А. из районов Крайнего Севера, в связи с отсутствием у него необходимого стажа службы; также суд указал на то, что работа в Таможенных органах Российской Федерации в период с 09 февраля 1995 года по 04 мая 1998 года не может быть отнесена к понятию "служба".
Разрешая настоящее гражданское дело в апелляционном порядке, судебная коллегия отменила решение суда и вынесла новое решение о частичном удовлетворении заявленных Травиным О.А. исковых требований, так как установила, что по смыслу статей 37 (часть 1) и 32 (часть 4) Конституции Российской Федерации служба в Таможенных органах Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним; Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления стажа к компетенции законодателя (статья 39, часть 2); действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель определил, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (статья 436 - в редакции, действовавшей до 1 сентября 1997 года, - Таможенного кодекса Российской Федерации (утвержден Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 года N 5221-1), абзац первый пункта 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации"); ст. 436 Таможенного Кодекса Российской Федерации впервые закрепила право должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на пенсионное обеспечение по нормам, установленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел с 21 июля 1993 года (день вступления в силу Таможенного кодекса Российской Федерации); таким образом, с указанной даты, служба в таможенных органах для реализации пенсионных прав работников, фактически была приравнена к военной службе, без каких либо исключений относительно оснований прохождения таковой для должностных лиц; пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры; ст. 1 Закона определён перечень лиц, на которых он распространяет свое действие и к которым с 1993 года приравнены должностные лица Таможенных органов Российской Федерации; отличительной особенностью указанной нормы является то обстоятельство, что все поименованные в ней категории лиц, приобретают право на пенсионное обеспечение в связи со службой по определённой должности (офицерского состава, прапорщиков, мичманов в Вооруженных силах Российской Федерации, либо рядового и начальствующего состава других прямо указанных правоохранительных органов); при этом, на лиц, осуществляющих трудовую деятельность на основании трудовых договоров в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах внутренних дел (гражданский персонал), указанный закон не распространяется; соответственно, ссылка Центрального таможенного управления на то, что Травин О.А. с 1995 года по 1998 год работал, а не служил, не может быть признана обоснованной, так как, приравняв с 1993 года должностных лиц таможенных органов к лицам, проходящим военную службу, законодатель юридически приравнял данную работу к службе; иное толкование указанных положений законодательства фактически приводило бы к игнорированию положений ст. 436 Таможенного Кодекса Российской Федерации; в соответствии со ст. 420 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 1997 года, действовавшего в спорный период) должностными лицами Таможенных органов Российской Федерации могут быть только граждане Российской Федерации, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы Российской Федерации задачи; прием граждан Российской Федерации на работу в таможенные органы Российской Федерации в качестве должностных лиц этих органов осуществляется на контрактной основе; должностным лицам таможенных органов Российской Федерации присваиваются специальные звания; специальные звания устанавливаются и порядок их присвоения утверждается Президентом Российской Федерации; в силу ст. 421 Кодекса должностные лица таможенных органов Российской Федерации при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства; защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества членов семьи должностного лица Таможенного органа Российской Федерации от преступных посягательств в связи с исполнением этим должностным лицом своих служебных обязанностей гарантируется законодательными актами Российской Федерации; таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что принятое после 1993 года на работу в Таможенные органы Российской Федерации лицо, допущенное к исполнению трудовых обязанностей в качестве должностного лица, с присвоением специального звания, в период своей деятельности исполняет служебные обязанности, соответственно проходит службу; согласно п. 2 "Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации" утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" от 02 февраля 1998 N 103, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается исчисленное в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы) в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; в указанном Положении, понятие "работа" приведено как дополнение к понятию "служба", а предлагаемое ответчиком и принятое судом первой инстанции толкование понятия "работа", для периода с 1993 по 1998 год, в принципе исключают возможность отнесения такового к службе в Таможенных органах Российской Федерации, что является недопустимым; Центральное таможенное управление не отрицает того факта, что спорный период включен Травину О.А. в выслугу лет; согласно ч. 1 ст. 48 Закона N 4468-1, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами; ч. 2 ст. 48 Закона, предусматривает в качестве льготы сохранение за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, при выезде их из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства размера пенсии, исчисленной им с применением соответствующего районного коэффициента; данная норма направлена на защиту граждан, длительное время проходивших военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стимулирование их переселения из указанных районов и местностей; при этом, законодателем при определении данной льготы отмечается срок службы именно в календарном исчислении; Травин О.А. с 25 сентября 1995 года по 16 октября 1995 года проходил службу (работал) в Таможенных органах Российской Федерации в должности инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни; с 17 октября 1995 года по 12 апреля 1996 года в должности старшего инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни; с 15 апреля 1996 года по 04 мая 1998 года в должности ведущего инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни, т.е должности оперативного сотрудника и с присвоением специального звания с 25 сентября 1995 года - инспектора таможенной службы II ранга (приказ ГТК России N92-А, л.д. 35), соответственно указанные периоды должны быть включены в его стаж службы в районах Крайнего Севера; период с 09 февраля 1995 года по 24 сентября 1995 года включению не подлежит, так как за указанный период отсутствуют данные о присвоении Травину О.А. специального звания таможенной службы; таким образом, учитывая самостоятельно включенный пенсионным органом Центрального таможенного управления стаж работы Травина О.А. в районах Крайнего Севера 12 лет 11 мес. 13 дней, а также определённый к включению судебной коллегией период с 25 сентября 1995 года по 04 мая 1998 года, у Травина О.А. образуется необходимый 15 летний стаж службы (работы) в районах Крайнего Севера, позволяющий сохранить за пенсионером, при выезде на новое постоянное место жительства, размер пенсии, исчисленный с применением соответствующего районного коэффициента; тем самым, заявленные Травиным О.А. исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Данные выводы в апелляционном определении судебной коллегии мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанное апелляционное определение судебной коллегии сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы ответчика Центрального таможенного управления не вызывает, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы ответчика Центрального таможенного управления на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 октября 2012 года по гражданскому делу по иску Травина О.А. к Центральному таможенному управлению о включении в специальный стаж периодов работы в таможенных органах, перерасчете пенсии по выслуге лет с учетом районного коэффициента, взыскании расходов по оплате государственной пошлины - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.