Апелляционное определение Московского городского суда от 16 января 2013 г. N 11-77/13
Судья: Мусимович М.В. Дело N 11-77
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 января 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Базьковой Е.М.
судей Семченко А.В., Дедневой Л.В.
при секретаре Лагун С.Б.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Столярова А.О. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 сентября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Столярова А.О. к МВД Российской Федерации о признании права, перерасчете пенсии и взыскании ущерба, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Столяров А.О. обратился в суд к МВД РФ, ГУ МВД РФ с иском о признании за ним права на получении пенсии за выслугу лет, начиная с 27 октября 2003 года, с учетом льготного исчисления выслуги лет за период с 19 мая 1997 года по 9 мая 2000 года, исходя из одного месяца службы за три месяца, обязании произвести перерасчет назначенной пенсии за период с 19 мая 1997 года по 9 мая 2000 года в льготном исчислении, исходя из одного месяца службы за три месяца, с учетом которого производить начисление и выплату пенсии за выслугу лет, взыскании причиненного в результате недовыплаты пенсии за период с 27 октября 2003 года по 11 сентября 2012 года материального ущерба, взыскании процентов за просрочку выплаты части положенной пенсии за период с 27 октября 2003 года по 11 сентября 2012 года, взыскании суммы индексации невыплаченной пенсии в возмещение убытков (потерь от инфляции) за период с 27 октября 2003 года по 31 августа 2012 года, обязании начислить на сумму иска и выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11 сентября 2012 года по день фактической уплаты в размере 1\300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации и получает пенсию за выслугу лет, в период с 5 августа 1982 года по 9 мая 2000 года он проходил службу в Вооруженных силах СССР, Российской Федерации и внутренних войсках МВД РФ, приказом командующего войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД РФ N ***от 17 апреля 2000 года он был уволен в запас на основании п.п. "в" ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, приказом командира войсковой части 3737 N 90 от 5 мая 2000 года он был исключен из списков личного состава части, на момент исключения из списков личного состава части его общая выслуга лет составила в календарном исчислении - 17 лет 09 месяцев 4 дня, в льготном исчислении для назначении пенсии - 25 лет 06 месяцев 25 дней, при этом расчет выслуги лет за период с 19 мая 1997 года по 9 мая 2000 года, когда он привлекался для выполнения задач по нормализации обстановки и восстановлении законности и правопорядка в Республике Северная Осетия, Алания и Ингушетия, был произведен в льготном исчислении, исходя из одного месяца службы за три месяца; в период с 10 мая 2000 года по 1 сентября 2000 года ему была назначена и выплачивалась пенсия в ФЭО МВД Кабардино-Балкарской Республики, исходя из выслуги лет в размере 25 лет. С 1 сентября 2000 года по 26 октября 2003 года он проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел, приказом начальника Азово-Черноморского УВД на транспорте N 252 от 27 октября 2003 года он был уволен со службы по п. "з" ст. 19 Закона РФ "О милиции" с 26 октября 2003 года, с учетом времени прохождения военной службы и службы в органах внутренних дел его выслуга лет в льготном исчислении составила 29 лет, однако расчет выслуги лет для назначения пенсии был произведен исходя из выслуги лет в льготном исчислении в размере 23 года, из которой были исключены 6 льготных лет ( с 19 мая 1997 года по 9 мая 2000 года) службы во внутренних войсках МВД РФ. Данный расчет, по мнению истца, является незаконным и противоречит положениям ФЗ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и Постановлению Правительства N 380 от 31 марта 1994 года "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций".
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 апреля 2011 года в удовлетворении исковых требований Столярову А.О. к МВД РФ о признании права, перерасчете пенсии и взыскании ущерба, было отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 сентября 2011 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 апреля 2011 года было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении истец в судебное заседание явился, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержал.
Представитель МВД РФ и представитель ГУ МВД РФ в суд явились, против удовлетворения требований истца возражали, заявили о пропуске истцом срока для обращения в суд.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит истец в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель МВД России не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался судом надлежащим образом.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя МВД России.
Проверив материалы дела, выслушав истца, представителя ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Пигорева О.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии со ст. 18 данного Закона, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу абзаца 15 п.п. "б" п. 3 Постановления Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г.
Указом Президента РФ N 1327 от 2 ноября 1992 года "О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики", в соответствии с Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" и Законом РФ "О безопасности", на территории Республики Ингушетия со 2 ноября 1992 года было введено чрезвычайное положение.
Указом Президента Российской Федерации N 407 от 27 марта 1993 года режим чрезвычайного положения с 31 марта 1993 года был отменен и чрезвычайное положение распространено лишь на отдельные территории Пригородного района и прилегающие к нему местности Республики Северная Осетия - Алания, а также Назрановского района Республики Ингушетия. Этот режим чрезвычайного положения продлевался на основании соответствующих Указов Президента Российской Федерации и с 15 февраля 1995 года был отменен.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим-офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу и не заключившим контракта о прохождении военной службы:
проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере;
постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в указанных в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи условиях, устанавливаются оклады по воинским должностям по 1 - 4 тарифным разрядам и ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности.
В соответствии со ст. 2 данного Закона, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.
Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
В силу ст. 8 Закона, действие настоящего Закона распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Постановлением Правительства РФ N 280 от 31 марта 1994 года N 280 от 31 марта 1994 года "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, принимавшим участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения, либо в местностях, отнесенных к зонам вооруженного конфликта.
Пунктом 2 данного Постановления определено предоставлять сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Согласно п. 3 Постановления, сотрудники органов внутренних дел, выполняющие указанные задачи на территории Республики Северная Осетия - Алания и Ингушской Республики, находятся в условиях чрезвычайного положения.
Указом Президента РФ N 1474 от 19 октября 1996 года, N 139 от 15 февраля 1995 года, постановлением Правительства РФ N 343 от 15 апреля 1995 года, N 501от 23 апреля 1996 года, N 1276 от 28 октября 1996 года, приказами МВД России N 74 от 28 февраля 1995 года и N 629 от 29 ноября 1996 года были определены задачи, выполнение которых сотрудниками органов внутренних дел, проходивших службу на территории Республики Северная Осетия - Алания, отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах, в частности: обеспечение охраны зданий, занимаемых Временным Государственным комитетом, жилых городков и других мест компактного проживания строителей, складских и производственных баз подрядных организаций, строящихся и восстанавливаемых объектов, а также сопровождение и охрана грузов при перевозке по территориям Республики Северная Осетия-Алания и Ингушской Республики; обеспечение безопасности вынужденных переселенцев; обеспечение возвращения вынужденных переселенцев в места их прежнего постоянного проживания на территориях Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, обеспечение персональной охраны полномочного представителя Президента РФ; принятие мер по недопущению вооруженного столкновения противостоящих сторон; обеспечение общественной безопасности, охрана объектов жизнеобеспечения; обеспечение безопасности административно-территориальных границ Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в целях недопущения проникновения на территории незаконных вооруженных формирований, транспортировки оружия и боеприпасов, принятии мер по разоружению незаконных формирований и изъятию незаконно хранящегося оружия у населения.
Таким образом, из смысла приведенных правовых норм следует, что предусмотренные законом дополнительные гарантии и компенсации предоставляются сотрудникам органов внутренних дел за фактическое участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или данная местность отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Судом по делу установлено, что в период с 5 августа 19982 года по 9 мая 2000 года Столяров А.О. проходил службу в Вооруженных Силах СССР, Российской Федерации и внутренних войсках МВД РФ.
Приказом командующего войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД РФ N *** от 17 апреля 2000 года истец был уволен в запас на основании п.п. "в" ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Приказом командира войсковой части 3737 N *** от 5 мая 2000 года истец был исключен из списков личного состава части с 9 мая 2000 года.
На момент исключения из списков личного состава общая выслуга лет истца в календарном исчислении составила 17 лет 09 месяцев 4 дня, а в льготном исчислении для назначения пенсии - 25 лет 06 месяцев 25 дней.
При этом расчет выслуги лет за период с 19 мая 1997 года по 9 мая 2000 года был произведен в льготном исчислении, исходя из одного месяца службы за три месяца.
С 1 сентября 2000 года по 26 октября 2003 года истец проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел.
Приказом начальника Азово-Черноморского УВД на транспорте N *** от 27 октября 2003 года Столяров А.О. был уволен со службы на основании п. "з" ст. 19 Закона РФ "О милиции" с 26 октября 2003 года.
С учетом времени прохождения военной службы и службы в органах внутренних дел, выслуга лет в льготном исчислении была определена истцу в 23 года.
Также суд установил, что приказом Врио Командующего войсками округа от 18 октября 2002 года, приказы командиров войсковых частей 3748, 5592, 6779 об определении периодов фактического участия личного состава в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта за 1995-2002 годы были отменены.
Согласно данному приказу, периоды фактического участия военнослужащих в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта ежемесячно не оформлялись, начиная с декабря 1999 года, издавались приказы не за период фактического выполнения боевых задач, а за нахождение в занимаемой должности в воинской части, дислоцированной в зоне вооруженного конфликта. Приказы в количестве 37 войсковой части 3737 за период выполнения задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта за период с 1995 -2002 годы, в том числе и приказ N *** об исчислении выслуги лет для пенсии, отменен поскольку данный приказ относится к дополнительным льготам и компенсациям военнослужащим, участвовавшим в выполнении задач по ликвидации конфликта.
Приказами NN **************** от 10 июня 2003 года Столярову А.О. были исчислены периоды фактического выполнения им задач по урегулированию Осетино-Ингушского конфликта, которые составили 5,5 лет.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом обстоятельств дела и положений приведенных выше нормативно-правовых актов, пришел к выводу о незаконности заявленных Столяровым А.О. требований на том основании, что, с учетом фактического участия истца в боевых действиях в период с 1997 года по 2000 год, при исчислении ему пенсии по выслуге лет ответчик обоснованно применяет льготный стаж за указанный период времени в размере 5,5 лет, поскольку данный стаж подтвержден представленными в суд приказами от 10 июня 2003 года.
При этом суд первой инстанции сослался на то обстоятельство, что данные приказы истцом в установленном законом порядке оспорены не были, а доказательства участия истца в фактическом выполнении боевых задач по урегулированию Осетино-Ингушского конфликта в иные периоды времени суду не представлены.
Однако данные выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными, по следующим основаниям.
Так, согласно Приказу N *** от 27 октября 2003 года об увольнении Столярова А.О. по основаниям ст. 19 Закона РФ "О милиции" (л\д 176), выслуга лет истца по состоянию на 26 августа 2003 года в календарном исчислении - 21 год 01 месяц 29 дней, в льготном исчислении - 29 лет 02 месяца 28 дней, для выплаты единовременного пособия - 20 лет 10 месяцев 29 дней.
Данный приказ в установленном законом порядке никем не оспорен и не отменен.
Согласно имеющемуся в деле расчету, составленному на основании личного дела N 373, общая выслуга лет Столярова А.О. для назначения пенсии на 9 мая 2000 года - 25 лет 06 месяцев 25 дней (л\д 168-173). С данным расчетом истец был ознакомлен под роспись.
Также в деле имеется расчет выслуги лет Столярова А.О. на 26 октября 2003 года (л\д 21-23), согласно которому выслуга лет истца на 26 октября 2003 года для назначения пенсии составляет 23 года 03 месяца 16 дней. Подпись истца в ознакомлении с данным расчетом отсутствует, проставлена только фамилия истца.
Кроме того, согласно приказу от 17 апреля 2000 года об увольнении Столярова А.О. в запас Вооруженных Сил РФ, выслуга лет последнего во Внутренних войсках и Вооруженных силах в календарном исчислении составила - 17 лет 09 месяцев 04 дня, а в льготном исчислении - 25 лет 06 месяцев 25 дней.
Пунктами 2,3 Приказа МВД РФ N *** от 27 мая 2005 года установлено, что ответственным за организацию работы по пенсионному обеспечению уволенных со службы военнослужащих внутренних войск МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей в системе органов внутренних дел Российской Федерации является Финансово-экономический департамент МВД России.
Начальникам подразделений центрального аппарата МВД России и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, директору ФМС России, начальникам главных управлений по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных режимных объектах, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, органов управления внутренними войсками, соединений и воинских частей внутренних войск, научно-исследовательских и иных подразделений, учреждений и организаций МВД России, воинских образовательных учреждений высшего профессионального образования взять под личный контроль организацию работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с вышеназванной Инструкцией, обеспечить ее изучение сотрудниками органов внутренних дел и личным составом подчиненных подразделений на занятиях по служебной подготовке.
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей определен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД РФ N *** от 27 мая 2005 года.
Согласно положениям, содержащимся в указанной Инструкции, Финансово-экономический департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет общее методическое руководство пенсионной работой в системе МВД России, контроль за ее организацией и нормативное правовое обеспечение пенсионных органов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.
Документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы), а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы (службы).
Кадровым подразделением по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.
На основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии (приложения N 3, 4, 5) или пособия (приложение N 6), которые утверждаются уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Согласно ранее действовавшей Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 480 от 3 ноября 1993 года, работа по пенсионному обеспечению военнослужащих и сотрудников осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с финансовыми, кадровыми и медицинскими подразделениями воинских частей, МВД, ГУВД, УВД.
Оформление документов для назначения пенсий лицам, увольняемым со службы, а также уволенным до введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", производится кадровыми аппаратами воинских частей, подразделений органов внутренних дел.
Для этого проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды, подлежащие зачету на льготных условиях, после чего составляется расчет выслуги лет, который согласовывается с пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД и объявляется лицу, оформляемому на пенсию. При этом разъясняются вопросы, связанные с исчислением выслуги лет и социальной защитой. В случае несогласия с составленным расчетом вопрос рассматривается командиром воинской части, начальником органа внутренних дел.
Материалы о назначении пенсии представляются кадровыми аппаратами в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения военнослужащего или сотрудника со службы.
Спорные вопросы по зачету в выслугу лет на пенсию отдельных периодов службы (в календарном исчислении или на льготных условиях) разрешаются: соответствующей комиссией МВД России - в отношении военнослужащих и сотрудников центрального аппарата министерства и непосредственно подчиненных ему подразделений; комиссиями МВД, ГУВД, УВД - в отношении сотрудников этих органов внутренних дел; комиссией Главного управления командующего внутренними войсками МВД России - в отношении военнослужащих внутренних войск.
Выслуга лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях указывается в приказе и объявляется увольняемому со службы. При этом период времени, прошедший со дня подписания приказа об увольнении до дня фактического увольнения, также включается в выслугу лет.
Таким образом, выслуга лет в календарном и льготном исчислении, рассчитанная на основании данных о прохождении службы, указывается в приказе об увольнении со службы и объявляется лицу, увольняемому со службы.
Согласно приказу N N ***от 27 октября 2003 года, выслуга лет истца по состоянию на 26 августа 2003 года в календарном исчислении - 21 год 01 месяц 29 дней, в льготном исчислении - 29 лет 02 месяца 28 дней.
Доказательства установления Столярову А.О. иного размера выслуги лет в календарном и льготном исчислении, ответчиками, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, в суд представлены не были.
Более того, правомерность указанного приказа и содержащегося в нем расчета также никем не была оспорена в установленном законом порядке.
Из изложенного следует, что Столяров А.О. имеет право на получение пенсии за выслугу лет, начиная с 27 октября 2003 года, исходя из льготного исчисления выслуги лет, указанной в приказе о его увольнении со службы, - 29 лет 02 месяца 29 дней, а также - право на перерасчет пенсии за период с 27 октября 2003 по 31 декабря 2012 года.
В остальной части исковые требования Столярова А.О. о взыскании с МВД РФ причиненного в результате недовыплаты пенсии за период с 27 октября 2003 года по 11 сентября 2012 года материального ущерба, взыскании процентов за просрочку выплаты части положенной пенсии за период с 27 октября 2003 года по 11 сентября 2012 года, взыскании суммы индексации невыплаченной пенсии в возмещение убытков (потерь от инфляции) за период с 27 октября 2003 года по 31 августа 2012 года, обязании начислить на сумму иска и выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11 сентября 2012 года по день фактической уплаты в размере 1\300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки, взыскании компенсации морального вреда, не основаны на требованиях действующего законодательства и материалах дела.
В частности, ссылка истца на положения ст.ст. 15,395 ГК РФ является не состоятельной, так как возникшие между ним и ответчиками правоотношения носят социальный характер, а не гражданско-правовой, вследствие чего данные нормы закона при разрешении настоящего спора не применимы.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, полагает необходимым принять по делу новое решение об удовлетворении требований Столярова А.О. в части признания за ним права на получение пенсии за выслугу лет, начиная с 27 октября 2003 года, исходя из льготного исчисления выслуги лет - 29 лет 02 месяца 28 дней и обязании ГУ МВД России произвести перерасчет пенсии Столярова А.О. за период с 27 октября 2003 года по 31 декабря 2012 года, в удовлетворении остальной части исковых требований Столярову А.О. - отказать.
При этом судебная коллегия, исходя из положений приведенной выше Инструкции, возлагает обязанность по перерасчету причитающейся Столярову А.О. пенсии на ГУ ГУВД России.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 сентября 2012 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Столярова А.О. к МВД РФ, ГУ МВД РФ о признании права, перерасчете пенсии и взыскании ущерба, удовлетворить частично.
Признать за Столяровым Андреем Олеговичем право на получение пенсии за выслугу лет, начиная с 27 октября 2003 года, исходя из льготного исчисления выслуги лет - 29 лет 02 месяца 28 дней.
Обязать ГУ МВД РФ произвести перерасчет назначенной Столярову А.О. пенсии за выслугу лет за период с 27 октября 2003 года по 31 декабря 2012 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Столярову А.О. - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Мусимович М.В. Дело N 11-77
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 января 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Базьковой Е.М.
судей Семченко А.В., Дедневой Л.В.
при секретаре Лагун С.Б.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Столярова А.О. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 сентября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Столярова А.О. к МВД Российской Федерации о признании права, перерасчете пенсии и взыскании ущерба, отказать.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 сентября 2012 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Столярова А.О. к МВД РФ, ГУ МВД РФ о признании права, перерасчете пенсии и взыскании ущерба, удовлетворить частично.
Признать за Столяровым Андреем Олеговичем право на получение пенсии за выслугу лет, начиная с 27 октября 2003 года, исходя из льготного исчисления выслуги лет - 29 лет 02 месяца 28 дней.
Обязать ГУ МВД РФ произвести перерасчет назначенной Столярову А.О. пенсии за выслугу лет за период с 27 октября 2003 года по 31 декабря 2012 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Столярову А.О. - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.