Апелляционное определение Московского городского суда от 2 апреля 2013 г. N 11-10172/13
Судья Кудрявцева М.В.
Гр. дело N 11-10172
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 апреля 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Шаповалова Д.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Сальниковой Д.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Овчаренко А.М. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 04 октября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Овчаренко А.М. к Военному комиссариату города Москвы об обязании рассчитывать пенсионное обеспечение из 100% денежного довольствия без учета ограничения 54%, с учетом оклада по воинской должности 1,5, а не 1,25 как применено в новом механизме, с учетом надбавки за выслугу лет 65% от оклада денежного содержания, а не 30% как применено в новом механизме, взыскании недоплаченного пенсионного обеспечения - отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
26.07.2012 Овчаренко А.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату г. Москвы, в котором просил признать незаконным действия ответчика по пересмотру с 01.01.2012 назначенной ранее истцу пенсии, обязать ответчика произвести перерасчет неправомерно переназначенной ему с 01.01.2012 пенсии, исчислив ее из 100% денежного довольствия без ограничения 54%, с учетом оклада по воинской должности с применением коэффициента 1,5, а не 1,25 и с учетом надбавки за выслугу лет 65%, а не 30% от оклада денежного содержания, обязать ответчика произвести пересмотр назначенной пенсии исходя из ранее установленного уровня пенсионного обеспечения в объеме денежного содержания, равном 1,4025, и взыскать с ответчика недоплаченную пенсию с 01.01.2012 в сумме 370 657,76 руб., исходя из месячного размера подлежащих истцу выплат в размере 73 631,25 руб., мотивируя обращение тем, что в связи с прохождением военной службы с 01.05.2009 ему назначена пенсия на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которая неправомерно была переназначена ответчиком с 01.01.2012 на основании Федеральных законов от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" и от 08.11.2011 N 309 "О внесении изменений в некоторые законодательстве акты РФ" с учетом нового механизма расчета пенсии, что истец полагает нарушающим его права.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения требований возражал.
04.10.2012 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Овчаренко А.М. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии истец Овчаренко А.М. явился; представитель ответчика Военного комиссариата г. Москвы по доверенности Бабаянц Б.С. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения постановленного судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Овчаренко А.М., *** года рождения, с 01.05.2009 является пенсионером Министерства обороны РФ, состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате г. Москвы и получает пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
По состоянию на 01.12.2011 размер причитающейся истцу пенсии составлял 15991,20 руб., при этом пенсия в сумме 14 991,20 руб. была исчислена из должностного оклада с его повышением 1,5 как специалисту ядерного комплекса (в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563), оклада по званию "подполковник", процентной надбавки за выслугу лет 65%. и составляла 85% от денежного довольствия военнослужащего (при выслуге лет 32 года, из которых 23 года - календарная, 9 лет - льготная); также истцу подлежала выплате ежемесячная доплата к пенсии 1000 руб.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что с 01.01.2012 истцу выплачивается пенсия в размере 27299,03 руб., которая исчислена из денежного довольствия военнослужащего, состоящего из должностного оклада с его увеличением на 1,25 как специалисту ядерного комплекса (в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 с изменениями по Указу Президента РФ от 31.12.2011 N 1745), оклада по званию "подполковник", процентной надбавки за выслугу лет 30% (при выслуге лет 32 года, из которых 23 года - календарная, 9 лет - льготная) и составляет 54% от основного размера пенсии 85%.
До 01.01.2012 положения ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусматривали, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Статьей 49 указанного Закона были предусмотрены основания для пересмотра пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий и устанавливалось, что пенсии, назначенные лицам, указанным в настоящем Законе, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон N 306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", устанавливающий денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы; ст. 2 указанного Федерального закона установлено, что единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Такие размеры установлены Постановлением Правительства N 992 от 05.12.2011 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
Частью 1 ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011 предусмотрено, что в случае уменьшения размеров ежемесячного денежного довольствия военнослужащих, пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за этими военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей сохраняются размеры ежемесячного денежного довольствия и пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до приобретения ими права на ежемесячное денежное довольствие и пенсии в больших размерах на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 этого Федерального закона установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Кроме того, с 01.01.2012 Федеральным законом N 309-ФЗ от 08.11.2011 "О внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 внесены изменения и ст. 43 дополнена частью 2, которой предусмотрено, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 в размере 54% и, начиная с 01.01.2013, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера, а часть 1 ст. 49 Закона изложена в следующей редакции: "Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона".
Статьей 12 Федерального закона N 309-ФЗ от 08.11.2011 определен порядок его вступления в силу, который предусматривает, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 подлежат пересмотру с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона (ч. 8). При пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона 19.07.2011 N 247-ФЗ. Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 01.01.2012 (ч. 9).
При таких данных, действующими нормативными актами установлен новый порядок определения денежного довольствия военнослужащих, а также порядок назначения пенсий военнослужащим и основания для изменения размера ранее назначенных пенсий.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок изменения размера ранее назначенных пенсий в связи с изменением правового регулирования о денежном довольствии военнослужащих, полагая, что при применении действующего законодательства для перерасчета пенсии подлежат учету только вновь установленные размеры должностных окладов и окладов по воинскому званию, но не их процентное применение при исчислении пенсии.
Указанный довод истца является несостоятельным, поскольку основан на неправильном применении и толковании вышеприведенных правовых норм.
Так, гарантированное каждому статьей 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Внесение изменений в порядок пенсионного обеспечения военнослужащих с 01.01.2012 было обусловлено принятием Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установившим повышенные размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих и окладам по званию. Изменяя порядок исчисления пенсии военнослужащим, законодатель руководствовался основополагающим принципом законотворческой деятельности в социальной сфере, согласно которому новое правовое регулирование не должно влечь снижение уровня социальных гарантий, размеров пенсионного обеспечения. Из материалов дела следует, что размер пенсии Овчаренко А.М. увеличился (с 14991,20 руб. до 27200,03 руб.), что улучшает его положение, в связи с чем действия Военного комиссариата г. Москвы по перерасчету пенсии истца с 01.01.2012 не могут быть расценены как нарушающие право военного пенсионера Овчаренко А.М. на получение пенсии.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Овчаренко А.М. не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 04 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Овчаренко А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.