Апелляционное определение Московского городского суда от 12 апреля 2013 г. N 11-11813/13
Судья: Ершов В.В.
Гр. дело N11-11813
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2013г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
судей Журавлевой Т.Г., Грибовой Е.Н.,
при секретаре Филимонове Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Журавлевой Т.Г.
дело по апелляционной жалобе представителя истицы Ходищенко Л.Г. по доверенности Крамской В.Г. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2012г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ходищенко Л.Г. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истица Ходищенко Л.Г. обратилась в суд с иском к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование своих требований истица указала, что проживает и зарегистрирована по адресу: <_>. Вместе с ней в данной квартире зарегистрированы и проживают ее дочь Крамская В.Г. и собственник указанной квартиры Ш., не являющийся ее родственником. Предъявляя указанные требования, истица ссылалась на то, что она является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана Великой Отечественной войны, пригодного для проживания жилья в собственности не имеет, в связи с чем имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах". Предъявляя требования иска Ходищенко Л.Г. указала, что обращалась в ДЖП и ЖФ г.Москвы по вопросу постановки ее на учет для улучшения жилищных условий и предоставления жилого помещения, как ветерану и вдове ветерана Великой Отечественной войны, однако Распоряжением от 12 апреля 2012г. N<_> в удовлетворении ее просьбы было отказано, поскольку Ходищенко Л.Г. проживает в г. Москве менее 10 лет, а также на том основании, что размер площади занимаемого истицей жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи составляет более учетной нормы на человека (более 10 кв.м.).
Истица Ходищенко Л.Г., а также ее представитель по доверенности Крамская В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебное заседание не явился.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истицы Ходищенко Л.Г. по доверенности Крамская В.Г. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное установление судом фактических обстоятельств дела, а также на допущенные судом нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей истицы Ходищенко Л.Г. по доверенности Крамскую В.Г. и Осипенко О.Б., судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы, не могут быть положены в основу отмены решения по настоящему делу по следующим основаниям.
Согласно договору купли-продажи от 08.08.2008г., истица продала принадлежащую ей на праве собственности трехкомнатную квартиру, общей площадью <_> кв.м., в том числе жилой площадью <_> кв.м., расположенную по адресу: <_>, за 1 460 000 руб. (л.д. 94).
На основании договора дарения в собственности истицы находится жилой дом, площадью жилого помещения <_> кв., расположенный по адресу: <_>.
В 2009 году истица Ходищенко Л.Г. прибыла в г. Москву из <_> области, и с 07.07.2009г. была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: <_>. В заседании судебной коллегии представитель истицы пояснил, что данная квартира, находилась в собственности дочери истицы Крамской В.Г., которая впоследствии была продана ею в связи со сложившимися семейными обстоятельствами.
В настоящее время, истица Ходищенко Л.Г. на основании договора бессрочного пользования жилым помещением от 26.08.2010г. проживает и зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении жилой площадью <_> кв. м. по адресу: <_>. Также в указанном жилом помещении проживают: Крамская В.Г. - дочь истицы, Ш. - собственник жилого помещения.
06.04.2012г. истица обратилась в ДЖП и ЖФ г.Москвы в СВАО с заявлением по вопросу постановки ее на учет для улучшения жилищных условий и предоставления жилого помещения, мотивируя свое обращение тем, что она сама является ветераном Великой Отечественной войны, а также является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующими удостоверениями и в соответствии со ст. 21 ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07.05.2008г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" имеет соответствующие льготы.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от 12.04.2012г. N<_> истице было отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Отказывая в удовлетворении заявления истицы о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчик ДЖП и ЖФ г. Москвы исходил из того, что истица Ходищенко Л.Г. проживает в г. Москве по месту жительства с 2009 г., то есть менее 10 лет.
Из копий удостоверений N<_> и N<_> следует, что истица Ходищенко Л.Г. имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст. 20, 21 Федерального закона "О ветеранах", является ветераном Великой Отечественной войны, а также вдовой ветерана Великой Отечественной войны.
Предъявляя требования о признании ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), предоставлении отдельного жилого помещения, истица ссылалась на положения ФЗ "О ветеранах", Указ Президента РФ от 07.05.2008г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Отказывая Ходищенко Л.Г. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции подробно проанализировал положения ст.ст. 49 ЖК РФ, правовые нормы Закона г. Москвы от 14.06.2006г. N29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", положение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. N 714, и учитывая фактические обстоятельства, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания Распоряжения от 12.04.2012г. N<_> незаконным, и как следствие, об отсутствии оснований для обеспечения истицы жилым помещением.
В соответствии с пунктом 3 ст. 7 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст.8 настоящего Закона, если они проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Поскольку истица Ходищенко Л.Г. в городе Москве на законных основаниях проживает менее 10 лет, то исходя из положения с п. 3 ст. 7 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N29, суд правомерно признал оспариваемое Распоряжение от 12.04.2012г. которым истице было отказано в признании ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, законным.
Учитывая, что истица нуждающейся в улучшении жилищных условий (нуждающейся в предоставлении жилых помещений) не признана, она не может быть обеспечена жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
При это следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрено обеспечение жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, установленную ст. 14, 15, 18, 21 ФЗ "О Ветеранах" и состоящих на жилищном учете.
В силу п. 11 ст. 23.2 ФЗ "О Ветеранах", принятие на жилищный учет и обеспечение жилой площадью ветеранов Великой Отечественной войны производится в соответствии с действующим законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Следует отметить, что сам факт того, что истица является ветераном, а также вдовой ветерана Великой Отечественной войны, при отсутствии соблюдения указанных выше требований жилищного законодательства, не порождает субъективного права на признание Ходищенко Л.Г. нуждающейся в жилых помещениях.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии обязанности у ответчика по постановке истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также по обеспечению истицы жилым помещением в рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 является правильным, а решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку суд исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ. Выводы суда в полной мере мотивированы, соответствуют установленным судом обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы представителя истицы о том, она не является членом семьи собственника жилого помещения по <_>, в связи с чем при определении уровня ее обеспеченности жильем не должна учитываться жилая площадь занимаемого ею в настоящее время помещения, основанием к отмене постановленного решения суда не являются и на правильность выводов решения суда не влияют.
Из материалов дела усматривается, что истица Ходищенко Л.Г. была вселена по месту жительства в жилое помещение по адресу: <_> на основании договора бессрочного пользования от 26.08.2010г., заключенного с собственником помещения - Ш.
Таким образом, истица обладает самостоятельным правом пользования жилым помещением, что в силу ч. 6 ст. 8 Закона г. Москвы N29 от 14.06.2006г. также является основанием для отказа в признании истицы нуждающейся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица должна быть обеспечена жилым помещением за счет средств федерального бюджета, а поэтому, при разрешении спора, Закон г. Москвы N29 применению не подлежал, судебной коллегией во внимание не принимаются в силу их несостоятельности.
Согласно п. "к" ст.72 Конституции РФ семейное и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы (ч.1 ст.12 Закона г. Москвы "Устав города Москвы").
В силу ч.7 ст.36 Закона г. Москвы "Устав г. Москвы" законами города Москвы регулируются вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами города Москвы к ведению города Москвы.
Согласно ч.1 п.1 ст.35 Устава города Москвы к ведению Московской городской Думы относится принятие законов города Москвы.
Закон г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" устанавливает порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы.
Данное правовое регулирование установлено по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в области жилищного законодательства, предусмотренных статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации,
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.14 ЖК РФ).
Правовое содержание норм Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 г., позволяет прийти к выводу о том, что предмет его правового регулирования составляют общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей города Москвы. Законодателем субъекта Российской Федерации определены порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Москвы по договору социального найма, из жилищного фонда города Москвы; порядок постановки жителей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, субъект Российской Федерации - город Москва, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, вправе был установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам, а также норм, направленных на защиту от возможных злоупотреблений в жилищной сфере города Москвы.
Истица просила признать ее нуждающейся и принять на жилищный учет, учрежденный и ведущимся органами государственной власти города Москвы, обязать предоставить жилое помещения из жилищного фонда города Москвы, являющегося субъектом Российской Федерации, в связи с тем, в связи с чем при разрешении данного спора суд обоснованно применил законодательство субъекта РФ - г.Москвы.
Таким образом, приведенные доводы апелляционной жалобы представителя истицы основаны на ином, субъективном толковании норм материального права, в связи с чем во внимание судебной коллегии не принимаются.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в силу того, что они были предметом судебного разбирательства, дублируют правовую позицию истицы при рассмотрении дела по существу и получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции в постановленном по делу решении, как направленные на ошибочное толкование норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истицы Ходищенко Л.Г. по доверенности Крамской В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.