Апелляционное определение Московского городского суда от 22 апреля 2013 г. N 11-16761/13
Судья: Притула Ю.В.
Гр. дело N 11-16761
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2013 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Семченко А.В., Котовой И.В.,
при секретаре Егорове Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Московской области на решение Мещанского районного суда города Москвы от 20 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Взыскать с Министерства Социальной защиты населения по Московской области в пользу Расщепляевой Н.Б. стоимость проезда к месту лечения и обратно по путевкам, выданным ребенку инвалиду Расщепляевой А.О. и сопровождающей Расщепляевой Н.Б. в размере *** руб.",
УСТАНОВИЛА:
Расщепляева Н.Б. обратилась в суд с иском к Фонду социального страхования РФ и с учетом уточнений просила взыскать оплату проезда к месту лечения и обратно за период с 20 января 2011 года по 09 февраля 2011 года, октябрь 2012 года, всего в размере *** рубля *** копеек. В обоснование иска ссылалась на то, что ее дочь Расщепляева А.О. является инвалидом, имеет право на предоставление мер социальной поддержки. Министерство здравоохранения и социального развития РФ через ФГБУ "Российская детская клиническая больница" предоставило бесплатные путевки в ФГУ "Санаторий им. М.И. Калинина" на периоды с 20 января 2011 года по 09 февраля 2011 года, с 10 марта 2012 года по 30 марта 2012 года с сопровождением одного взрослого человека. Стоимость проезда по указанным путевкам в размере *** рубля, *** рубля *** копеек истец оплатила самостоятельно. Истец обратилась в Коломенское городское Управление Министерства социальной защиты населения Московской области с заявлением о компенсации расходов, до настоящего времени компенсация ответчиком не выплачена.
08 октября 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Московской области.
В судебное заседание истец явилась, уточненные требования поддержала.
Представитель ответчика Фонда социального страхования РФ в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, пояснил, что Расщепляева А.О. и сопровождающее ее лицо - Расщепляева Н.Б. имели право на получение государственной социальной услуги по бесплатному проезду к месту лечения и обратно, однако в настоящее время указанные социальные услуги осуществляются не Фондом через территориальные органы, а Министерством социальной защиты населения Московской области.
Представитель ответчика Министерство социальной защиты населения Московской области в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Министерство труда и социальной защиты населения РФ в судебное заседание явился, пояснил, что не является участником спорных правоотношений.
Представитель третьего лица Министерство здравоохранения РФ в судебное заседание явился, заявленные требования не признал.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик Министерства социальной защиты населения Московской области по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав представителя Министерства социальной защиты населения Московской области Бахаева В.В., представителя ФСС Маслакову О.Ю., истца Расщепляеву Н.Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Расщепляева А.О. является инвалидом детства, имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, междугородном транспорте к месту лечения и обратно на периоды с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года, с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
ФГБУ "Российская детская клиническая больница" предоставило Расщепляевой О.А. бесплатные путевки в ФГУ "Санаторий им. М.И.Калинина" на период с 20 января 2011 года по 09 февраля 2011 года, с 10 марта 2012 года по 30 марта 2012 года с сопровождением одного взрослого человека.
19 января 2011 года - 20 января 2011 года Расщепляева О.А. и ее мать Расщепляева Н.Б. совершили железнодорожный переезд по маршруту ***, 09 февраля 2011 года - 10 февраля 2011 года по маршруту ***, в связи с чем истец понесла расходы в размере *** рубля.
10 марта 2012 года - 11 марта 2012 года Расщепляева О.А. и Расщепляева Н.Б. совершили железнодорожный переезд по маршруту ***, 31 марта 2012 года - 01 апреля 2012 года по маршруту ***, в связи с чем истец понесла расходы в размере *** рубля *** копеек.
Истец обратилась в Коломенское городское Управление Министерства социальной защиты населения Московской области с заявлением о компенсации расходов, до настоящего времени компенсация ответчиком не выплачена.
В соответствии со ст.ст. 6.1., 6.2., 6.3. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с п. 3.3 которого организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с ч. 3 ст. 6.5. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан", определен порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде следующего набора социальных услуг: бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в том числе в отношение детей-инвалидов.
Действие настоящих Правил в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов и граждан, имеющих I группу инвалидности (п. 3 Правил).
Постановлением Правительства МО от 20.10.2010 N 913/48 "О заключении Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" признано целесообразным заключение Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Соглашение) на следующих основных условиях:
граждан, указанных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих I группу инвалидности, и детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Исполнение передаваемых Правительству Московской области полномочий Российской Федерации, указанных в подпункте 1.1 настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Московской области в форме субвенций, в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Определить уполномоченным органом исполнительной власти Московской области по реализации Соглашения, заключаемого в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, Министерство социальной защиты населения Московской области.
Согласно абз. 5 п. 4 Правил в случае передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением.
Разрешая спор по существу и взыскивая в пользу истца стоимость проезда с Министерства социальной защиты населения Московской области, суд верно исходил из того, что ребенок истицы имеет право на получение государственной социальной услуги по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно на себя и сопровождавшее ее лицо Расщепляеву Н.Б. Полномочия по предоставлению указанной выше социальной услуги переданы Правительству Московской области, уполномоченным органом по реализации Соглашения является Министерство социальной защиты населения Московской области.
В апелляционной жалобы ответчик Министерство социальной защиты населения Московской области оспаривает вывод суда о том, что социальная услуга по бесплатному проезду предоставляется за счет средств бюджета Московской области.
Судебная коллегия соглашается с доводом ответчика и полагает данный вывод суда ошибочным, поскольку правовые положения, регулирующие возникшие отношения, предусматривают финансирование данных расходов за счет средств федерального бюджета. Однако указанное обстоятельство не является основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда.
В апелляционной жалобе ответчик также указывает, что истица получила путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с Порядком организации работы по направлению больных из учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 марта 2009 года N 138н, который не предусматривает оформление документа для обеспечения граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, бесплатным проездом к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Указанное обстоятельство не может являться препятствием для реализации истицей и ее ребенком права на получение социальной услуги по бесплатному проезду к месту лечения и обратно. Реализация данного права не может ставиться в зависимость от способа и порядка реализации социальной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны возражениям, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании п. 2 ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.